Архитектурное бюро Lampa основано в 2022 году архитектором Екатериной Кузнечиковой. Бюро специализируется на благоустройстве общественных пространств и дворовых территорий ЖК, разрабатывает мастер-планы городов и дизайн-проекты коммерческих и образовательных пространств и занимается полным циклом создания проектов: от разработки концепции до рабочей документации.
Екатерина Кузнечикова — основатель и директор архитектурного бюро Lampa, эксперт по архитектуре и урбанистике, специализируется на создании человекоориентированных, высококачественных и технологичных пространств и улучшении города с помощью ненавязчивого благоустройства жилых территорий. За плечами Екатерины масштабные проекты для крупнейших российских компаний, а в 2023 году её бюро было признано лучшим молодым архитектурным бюро в рамках спецпроекта Арх Москвы — NEXT.
В интервью Екатерина рассказала о собственном пути, запуске проектного офиса в Череповце и о том, какие факторы определяют успех и гармонию в работе команды.
В интервью Екатерина рассказала о собственном пути, запуске проектного офиса в Череповце и о том, какие факторы определяют успех и гармонию в работе команды.
Екатерина Кузнечикова — основатель и генеральный директор бюро, эксперт по архитектуре и соучаствующему проектированию.
О карьере и становлении
— Вы открыли Архитектурное бюро Lampa в 26 лет — довольно рано для основателя бюро. Что подтолкнуло вас к этому решению, и как прошёл переход из проектного офиса в Череповце в собственный бизнес?
Всё получилось довольно интуитивно. Меня всегда тянуло к тому, что можно создать с нуля, где можно говорить и самовыражаться без критики и потолка. Знаковой точкой в 2018 году стал проект, с которым мы попали в первый год запуска конкурса Малых городов и исторических поселений — проект в Малой Вишере. Это очень интересный малый город.После разнородного опыта в качестве спикера, руководителя, ментора меня нашла работа руководителя проектного офиса в Череповце. И именно там я поняла, что могу создавать команду, развивать целый город. А потом мой путь там был окончен, я проходила собеседования и не могла найти себе места. Сначала я пробовала устроиться в найм, мне было многое непонятно, например, почему иногда ничего не отвечают, это ведь неприлично. Так и родилась Lampa. Мне было 26, мне хотелось высказаться, и всё только начиналось.
— В Череповце вы собрали команду архитекторов «с нуля» в городе, где их практически не было. Как вам это удалось? С какими сложностями столкнулись?
Когда я пришла, мне сразу представили двух очень крутых ребят, с которыми запустилась эта кампания. Они — ведущие архитекторы, а я руководитель. Это стало началом нашей дружбы. После чего в ход пошли самые разные инструменты — поиск архитекторов из других городов, поиск амбициозных людей «не на своих местах», обучение ребят из смежных сфер и даже тиндер. В тех пор, кстати, появилась привычка, «привозить» людей из других городов — для меня в мире границ нет. Мне важнее было, чтобы человек умел задавать вопросы, чем имел классное портфолио. Такой подход требует терпения, но в долгую — он работает. Поэтому я и люблю преподавать. Сейчас в Lampa все внутри культуры, которую мы вместе создавали.
— Какие принципы или уроки из работы в проектном офисе вы перенесли в Lampa?
Уважение к свободе самовыражения и доверие. Я увидела, что вертикальные структуры убивают мотивацию, обрезают крылья, создают риск остаться незамеченным. Поэтому у нас в бюро нет иерархий в классическом понимании — есть роли. Я не даю «ТЗ» как директор, а обсуждаю — как партнёр. И ещё: я выучила, что не надо стараться быть хорошей для всех. Лучше быть честной, открытой и прямой.
О работе бюро и специфике проектов
— Lampa часто берётся за проекты, где уже были допущены ошибки. Как вы подходите к таким «проблемным» кейсам? (Можете привести пример?)
Да, мы действительно берёмся за проекты, в которых могли быть допущены недочеты. Чаще всего эти ошибки связаны с тем, что концепция изначально не учитывала реальные условия территории: рельеф, геологию, расположение сетей и их нормативные отступы. Или, наоборот, проект был выполнен слишком утилитарно, с чрезмерным вниманием к нормам и минимальным вниманием к человеку, к образу жизни и сценариям использования.
Мы видим свою задачу не в том, чтобы просто «исправить» или «переделать», а в том, чтобы найти живой и разумный баланс. Между нормативными требованиями — которые, безусловно, важны — и созданием среды, в которой человеку по-настоящему хорошо. Где появляется смысл быть, задержаться, почувствовать, что это пространство — своё, почти как дома.
Сила Lampa — в способности соединять техническое и человеческое. В наших проектах мы стремимся не просто реализовать нормативно выверенные решения, а наполнить среду элементами, которые становятся важными для горожан — эмоционально, функционально, культурно.
Мы видим свою задачу не в том, чтобы просто «исправить» или «переделать», а в том, чтобы найти живой и разумный баланс. Между нормативными требованиями — которые, безусловно, важны — и созданием среды, в которой человеку по-настоящему хорошо. Где появляется смысл быть, задержаться, почувствовать, что это пространство — своё, почти как дома.
Сила Lampa — в способности соединять техническое и человеческое. В наших проектах мы стремимся не просто реализовать нормативно выверенные решения, а наполнить среду элементами, которые становятся важными для горожан — эмоционально, функционально, культурно.
Ф: ЖК "1-й Ясеневский", г. Москва, Архитектурное бюро Lampa. Заказчик: 1-й ДСК.
— В чём, на ваш взгляд, главные ошибки при благоустройстве малых городов, и как их можно избежать?
Самая большая — попытка скопировать приёмы из больших городов. Например, построить стеклянный павильон «как в Москве», когда вокруг нет даже тротуаров.
Вторая ошибка — отсутствие стратегии преобразований: поставим сцены, но никто не спроектирует путь от дома до остановки.
Мы всегда начинаем с изучения сценариев — куда идут люди, где задерживаются, что делают дети. Если этого нет — нет стратегии, и действия становятся хаотичными и необоснованными.
Третья — не привлекать архитекторов к авторскому надзору. Это колоссальная ошибка, которая ведет к потере качества и смысла реализации. Важно понимать, что только архитектор проекта может принять обоснованное и качественное решение «в моменте».
Вторая ошибка — отсутствие стратегии преобразований: поставим сцены, но никто не спроектирует путь от дома до остановки.
Мы всегда начинаем с изучения сценариев — куда идут люди, где задерживаются, что делают дети. Если этого нет — нет стратегии, и действия становятся хаотичными и необоснованными.
Третья — не привлекать архитекторов к авторскому надзору. Это колоссальная ошибка, которая ведет к потере качества и смысла реализации. Важно понимать, что только архитектор проекта может принять обоснованное и качественное решение «в моменте».
— Мастер-планы — это долгосрочные стратегии. Как убедить заказчиков думать на перспективу, а не ждать быстрых результатов?
Мастер-план — это не про отказ от быстрых результатов, а про возможность соединить краткосрочные действия с долгосрочной логикой. Он помогает задать направление и видеть не только, что делать, но и зачем, в какой последовательности и с каким эффектом.
1. Мастер-план — это про управляемость и ясность
Он позволяет структурировать действия: понимать этапы, бюджетные циклы, вовлечённые административные службы и ресурсы (человеческие и материальные), а также сроки. А еще — дает возможность заранее и не впопыхах подготовить действительно качественное техническое задание, которое поможет найти компетентного подрядчика. Это удобно и прозрачно.
Быстрые решения почти всегда ведут к переделкам, конфликтам с жителями, неэффективной трате бюджета. Поспешные улучшения без системного плана могут оказаться временными заплатками, которые через год станут проблемами. Один рубль, вложенный в стратегию, экономит десять в реализации.
Быстрые решения почти всегда ведут к переделкам, конфликтам с жителями, неэффективной трате бюджета. Поспешные улучшения без системного плана могут оказаться временными заплатками, которые через год станут проблемами. Один рубль, вложенный в стратегию, экономит десять в реализации.
2. Стратегия не исключает быстрые шаги
Стратегия — это инструмент управления рисками. Она помогает заранее понимать, сколько ресурсов потребуется, в каком году лучше реализовывать тот или иной этап, какие службы должны быть вовлечены. Это превращает процесс изменений в управляемый и предсказуемый.
Важно понимать, что мастер-план не исключает быстрых шагов. Напротив, он позволяет внедрять их осмысленно. В стратегии можно предусмотреть «быстрые победы» — действия, которые дают эффект здесь и сейчас, но являются частью долгосрочной логики.
Важно понимать, что мастер-план не исключает быстрых шагов. Напротив, он позволяет внедрять их осмысленно. В стратегии можно предусмотреть «быстрые победы» — действия, которые дают эффект здесь и сейчас, но являются частью долгосрочной логики.
3. У жителей растёт доверие, когда есть открытая логика. Подготовка жителей — залог успеха
Горожане не злятся на перенос сроков — они злятся, когда не знают, что происходит. Открытая коммуникация, честный диалог, объяснение этапов и причин — позволяют сформировать доверие и даже отложенные результаты воспринимаются как продуманные и значимые. Мастер-план позволяет вести с жителями разговор честно: где и когда будут изменения, и почему именно так.
4. Перспективное мышление — это инвестиция в качество
Мастер-план как стратегический документ облегчает привлечение инвесторов, даёт ориентиры для других городских решений, помогает согласовывать действия между структурами. Он становится рабочим инструментом для того, чтобы сделать амбиционзные цели действительно реализуемыми.
— Как вы находите баланс между функциональностью, эстетикой и экономической эффективностью в своих проектах?
Мы проектируем так, чтобы красота не была дорогим бонусом, а логическим следствием. Эстетика возникает из функции. Главное — понимать, ради чего ты это делаешь. Бюджет — это не ограничение, а рамка, в которой можно быть изобретательным.
Самое главное правило в благоустройстве — если хочешь сократить бюджет, выпиливай покрытия. Формула простая: больше зелени и меньше покрытий — это всегда эффективнее, чем наоборот.
Самое главное правило в благоустройстве — если хочешь сократить бюджет, выпиливай покрытия. Формула простая: больше зелени и меньше покрытий — это всегда эффективнее, чем наоборот.
Ф: Европейский квартал, Архитектурное бюро Lampa. Заказчик: ООО "Брусника".
Ф: Европейский квартал, Архитектурное бюро Lampa. Заказчик: ООО "Брусника".
Ф: Европейский квартал, Архитектурное бюро Lampa. Заказчик: ООО "Брусника".
— Бывали ли случаи, когда жители активно сопротивлялись вашим проектам? Как вы находили компромисс и меняли подход?
Кстати, особо не было. На сессиях по вовлечению я адаптируюсь, иногда веду себя мягко и бережно, иногда включаю «училку», чтобы каждый мог быть услышанным. Я показываю людям, как много есть разных мнений и даю возможность принять это друг в друге. Если архитекторы, жители и администрация работают в команде, то договориться не составит труда. Людей не купишь на красивые картинки. А мы показываем сопереживание, соучастие, мы пытаемся утонуть в их смыслах, культуре, воспоминаниях. Поэтому они нас принимают.
О работе с зумерами
— Вы говорите, что для поколения Z важны не только миссия и бенефиты, но и деньги, и «взрослый диалог». Как вы выстраиваете коммуникацию с молодыми специалистами?
Они очень хорошо чувствуют фальшь. Им не нужны начальники, им нужен человек, который достоин уважения. И да, для зумеров деньги важны — особенно в крупных городах, где аренда может сожрать всю зарплату. Мы обсуждаем это открыто. Для меня взрослый диалог — это когда мы можем говорить и про миссию, и про финансовые ожидания, и про ментальное здоровье.
Я — человек на стыке поколений, между зумерами и миллениалами. Обычный человек из обычной семьи. Я понимаю и тех, и других. Я никогда не была от рождения талантлива и не вызывала восхищений, но это совсем не значит, что человек в таком случае становится тенью. Ко мне приходят ребята, порой заблудившиеся, зашуганные, забитые академической несправедливой средой, (как и я когда-то). Моя миссия — найти в них огонек и помочь расправить их крылья.
Я — человек на стыке поколений, между зумерами и миллениалами. Обычный человек из обычной семьи. Я понимаю и тех, и других. Я никогда не была от рождения талантлива и не вызывала восхищений, но это совсем не значит, что человек в таком случае становится тенью. Ко мне приходят ребята, порой заблудившиеся, зашуганные, забитые академической несправедливой средой, (как и я когда-то). Моя миссия — найти в них огонек и помочь расправить их крылья.
— Как, по вашему опыту, зумеры меняют подход к работе в архитектуре и урбанистике?
Я отвечу кратко: они знают колоссально много, их голова — это ящик Пандоры. Если создать правильные условия, они будут генерировать смыслы глубже и круче нейросетей.
— Какие неожиданные качества или запросы вы заметили у молодых сотрудников, которых не было у предыдущих поколений?
Мозг — конечный ресурс. Он не может обрабатывать бесконечный поток информации, делать 100 задач, поддерживать контакт с десятками чатов, не теряя концентрацию, энергию и мотивацию. А именно в этом режиме зумеры часто живут.
Вот почему они хотят «меньше работать». Не потому что они не амбициозны, а потому что уже работают круглосуточно — внутри своей головы. Психологическая нагрузка у них запредельная. И они честно ищут способы не сгореть.
Когда я только начала работать с молодыми ребятами, я видела: они горят желанием развиваться, читают, разбираются, берут ответственность, задерживаются на работе, пока их не выгонят. Но если их не поддерживать, не учитывать их контекст — они сгорают быстро.
Вот почему они хотят «меньше работать». Не потому что они не амбициозны, а потому что уже работают круглосуточно — внутри своей головы. Психологическая нагрузка у них запредельная. И они честно ищут способы не сгореть.
Когда я только начала работать с молодыми ребятами, я видела: они горят желанием развиваться, читают, разбираются, берут ответственность, задерживаются на работе, пока их не выгонят. Но если их не поддерживать, не учитывать их контекст — они сгорают быстро.
О личном опыте и взглядах
— Вы работаете с малыми городами — какие из них вас особенно вдохновили?
Меня чаще всего вдохновляют люди. И в каждом городе они уникальны. Когда я приезжаю и провожу там сессии по вовлечению горожан, я просто невероятно вдохновляюсь их историями, их открытостью, их абсолютной любовью к месту, где они живут. Это «нематериальное» перевесит на весах всё физическое, даже если поставить туда целую планету. Поэтому и в профессии для меня физическое созидание вторичнее смыслов и ценностей.
— Какой проект был для вас самым сложным, но в то же время самым ценным в профессиональном плане?
Это был не самый масштабный проект на бумаге, но один из самых тяжёлых по внутренним процессам. Тогда на каком-то этапе у нас буквально разваливалась команда. Люди выгорали, кто-то уходил, задачи не были закрыты. Я тогда впервые оказалась в ситуации, когда понимала: я как руководитель — последняя, кто может удержать конструкцию. Я сидела ночами и руками делала работу за пятерых сотрудников, чтобы уложиться в сроки. В этом и проявляется, кстати, профессионализм.
Самым трудным было по ходу пересобрать команду. Объяснить всем, кто остался, зачем мы продолжаем. Перераспределить роли. Принять, что какие-то задачи придётся закрывать самостоятельно. Это был момент полной прозрачности — с собой, с командой, с внешними партнёрами.
И при этом — проект всё равно случился. Он получился. Его приняли. И самое ценное, что я вынесла из него — это ощущение, что кризис не ломает, если ты не боишься на него смотреть прямо. После этого кейса я по-другому выстраиваю процессы: внимательнее к перегрузам, чётче с ролями, честнее в обратной связи. Я стала жестче, но это то, что и было нужно. Руководитель со стержнем, уверенностью — это опора команды.
Самым трудным было по ходу пересобрать команду. Объяснить всем, кто остался, зачем мы продолжаем. Перераспределить роли. Принять, что какие-то задачи придётся закрывать самостоятельно. Это был момент полной прозрачности — с собой, с командой, с внешними партнёрами.
И при этом — проект всё равно случился. Он получился. Его приняли. И самое ценное, что я вынесла из него — это ощущение, что кризис не ломает, если ты не боишься на него смотреть прямо. После этого кейса я по-другому выстраиваю процессы: внимательнее к перегрузам, чётче с ролями, честнее в обратной связи. Я стала жестче, но это то, что и было нужно. Руководитель со стержнем, уверенностью — это опора команды.
— Что бы вы изменили в системе благоустройства и градостроительства в России, если бы могли?
Ввела бы обязательный авторский надзор архитекторами концепции. И изменения в проект только с письменного согласования авторов.
О будущем
— Какие амбициозные цели вы ставите перед Lampa на ближайшие годы?
1. Формировать культуру взаимодействия.
От формального выполнения ТЗ к подлинному учёту контекста, людей и будущего территории. Гуманная среда и командное взаимодействие с заказчиком.
2. Расширить географию и масштабы проектов
Хотим быть вовлечёнными в крупные градостроительные процессы — с упором на интеграцию сложных решений, экологического и культурного развития территорий.
Мы планируем делиться опытом — сокращать разрывы между профессиями и развивать проектное мышление нового поколения.
Мы хотим стать тем голосом, который слышен: участвовать в разработке новых стандартов и методик, показывать, что возможны другие модели взаимодействия, где архитектор — это не «оформитель», а равноправный партнёр.
Мы планируем делиться опытом — сокращать разрывы между профессиями и развивать проектное мышление нового поколения.
Мы хотим стать тем голосом, который слышен: участвовать в разработке новых стандартов и методик, показывать, что возможны другие модели взаимодействия, где архитектор — это не «оформитель», а равноправный партнёр.
3. Развивать международное сотрудничество.
Мы стремимся к коллаборациям, обмену опытом, участию в конкурсах и публикациях. Это даёт свежий взгляд и системно развивает команду.
4. Укреплять команду и её устойчивость.
Мы строим не просто бюро, а структуру, где каждый чувствует свою значимость.
— Если бы у вас была возможность создать идеальный город с нуля — какие 3 принципа легли бы в его основу?
1-й принцип — не создавать город с нуля :) Давайте лучше улучшать те, что есть.