ВСЯ АРХИТЕКТУРА

Объект месяца / Алиса Романова

ОБЪЕКТ МЕСЯЦА
Привет! На связи Алиса Романова, студент-дипломник и уральский рабочий. В этом месяце появилась возможность высказаться, поэкспериментировав с созданием объекта месяца — ваза "Угольная".

День 8 марта — это интересный феномен, который объединяет и одновременно разъединяет мир на два лагеря. Изначально этот день связан с феминистскими и социалистическими движениями конца XIX — начала XX века. Одна из ключевых точек отсчёта — демонстрация работниц текстильной промышленности в Нью-Йорке 8 марта 1857 года, когда женщины требовали сокращения рабочего дня, повышения зарплат и улучшения условий труда.
В России 8 марта приобрёл особое значение после Февральской революции 1917 года: именно в этот день (23 февраля по старому стилю) женщины вышли на улицы Петрограда с лозунгами против войны, голода и за равные права. Эти протесты стали одним из триггеров революции. В 1921 году день стал официальным праздником в Советской России, а в 1965 году его сделали выходным днём.
Советская власть использовала 8 марта как способ подчеркнуть роль женщин в социалистическом обществе, но постепенно первоначальный смысл борьбы за права женщин ушёл, и праздник приобрёл более мягкие, «семейные» черты.

Концепция

Мне пришла мысль связать этот феномен с объектом месяца. А из-за количества праздников показалось, что ироничнее и логичнее всего будет сделать вазу — тот самый объект, который так нужен в период праздников февраля по март.
Из материала хотелось поработать с малоизученной материей — деревом.

А "огонь" использовать как ее катализатор — символ исторических изменений, и обжечь подготовленную деревянную форму до угольно-черного цвета. Огонь как символ трансформации идеально передаёт идею перемен, которые привели к появлению 8 марта как дня борьбы за права женщин. Обожжённое дерево также может ассоциироваться с стойкостью, исторической памятью и внутренней силой. Материал как бы «пережил» внутреннюю трансформацию, сохранив при этом целостность.
Изначальным вдохновением послужили природные формы — треснувшие камни, обгоревшие древесные стволы, рельеф коры после пожара.

Референсы:
  • разломанные структуры Даниэля Либескинда
  • обгоревшие деревянные объекты студии Adjaye Associates
  • работы Николая Полисского
На улицах Екатеринбурга было найдено 2 полена: сосны и тополя. С первым оказалось работать приятнее (сосну, лиственницу и осину легче обрабатывать, чем тополь, как потом узналось), хоть и не менее просто.
По центру полена сверлом диаметром 15мм было сделано отверстие для колбы. Когда колба пришла, выяснилось, что по ошибке пришла другого диаметра и в процессе отверстие расширялось сверлом до 30мм.
По эскизам у вазы была угловатая изящная форма, с отверстием для стеклянной колбы. Пришлось идти на уступки и максимально ее упрощать — до трапециевидной. Самое сложное было — колоть/пилить, особенно в местах образования сучков. Если у вас нет специального станка — такие эксперименты не советую, потому что по итогу сломалась чья-то спина.
Форма — намеренно добавлена асимметрия, намёк на движение, а в процессе работы появился естественный разлом. В некоторых местах видны места обитания короедов.
Готовая форма была отшкурена наждачной бумагой и обработана раза три газовой горелкой. Остались видны следы текстуры и в местах, где горелка не проникла — следы изначального светлого тона сосны.

В дальнейшем как только запах выветрится до конца ваза будет обработана лаком и потемнеет еще больше. Эксперимент удался!

Послесловие

Из отрывка к описанию картины «Безутешное горе» И. Крамского в Третьяковской галерее, выставка «Передвижники»: «…У ног безутешной женщины Крамской помещает красный тюльпан, который тянется к небу, тая в себе одновременно и силу, и хрупкость…»