ВСЕ ЛЮДИ
2024-08-03 14:06

ИНТЕРВЬЮ / Majsterni

ИНТЕРВЬЮ
Majsterni — архитектурная мастерская, основанная в 2017 году в Беларуси архитектором Максимом Веремеюком. Архитектурная студия сохраняет ценности и крафтовый подход архитектурных мастерских: проекты Majsterni основаны на окружающем контексте и поиске новых смыслов. От эскиза, выполненного вручную, до последнего крепежного элемента — все выполнено с особым вниманием к деталям.

Majsterni работает в трех основных направлениях — архитектура, урбанизм, дизайн. В каждом из направлений команда обладает комплексом компетенций для создания проектов, которые становятся достопримечательностями для одного человека, для семьи, для компании или для целого города.
Максим Веремеюк, учредитель и директор архитектурной мастерской Majsterni, архитектор

Расскажите подробнее об архитектурной мастерской Majsterni? Как зародилось само название и что оно значит лично для вас

Еще в студенческие годы, в 2008 году, мы с моими однокурсниками начали организовывать собственное сообщество, где проводили мастер-классы, воркшопы, лекции. Все это проходило в архитектурных мастерских, которые располагались отдельно от основного здания университета, и в этих пространствах всегда была особенная атмосфера. Это сообщество мы так и стали называть мастерскими, только на белорусском — майстэрнi [майстэрни].
Когда я уже открывал собственное бюро, я решил назвать его в честь комьюнити, которое было продолжением меня. В рамках бюро мы не перестали заниматься развитием сообщества, продолжаем собирать местное архитектурное комьюнити на наших мероприятиях. Поэтому получился довольно органичный переход.

В чем заключаются ценности вашей мастерской? Какие ваши основополагающие принципы проектирования?

Для нас важнейшей ценностью являются люди. Важны клиенты как люди, как личности, важна моя команда. Важны люди, для которых мы создаем проекты. Поэтому мы уделяем особое внимание таким понятиям как человеческий масштаб в застройке, например. Нам важно, чтобы проекты были были ориентированы на конечного пользователя, на его комфорт и благополучие.

Еще нам важен сам дизайн. Есть ложное предубеждение, что конечный пользователь не понимает, что красиво, а что нет. Но на самом деле это не так. Он может не знать, что конкретно делает здание красивым, но эту красоту он способен почувствовать на более глубоком уровне, и этим нельзя пренебрегать.

Также нам важно, чтобы наши архитектурные объекты были уникальными и обладали некой душой. Архитектура должна быть целостной, где все едино и существует в гармонии друг с другом. Фасады и интерьеры не могут существовать обособленно друг от друга — это все единый объект. И когда эта целостность есть, происходит особое общение архитектуры с пользователем. Такое бывает с по-настоящему гениальными постройками, созданными руками мастеров. Мы считаем, что нужно строить именно так, поэтому в своих проектах реализовываем эти принципы.

Что стало отправной точкой в вашем пути? Особенный проект, событие, решение.

Открывать собственное бюро, бизнес — это всегда страшно. Это новый уровень ответственности, когда помимо себя, нужно обеспечивать целую команду. Я никогда не думал о том, что открою собственную компанию.

До открытия собственного бизнеса, я работал в бюро и в какой-то момент появилось желание развиваться дальше и делать что-то большее. Мой путь — это планомерный рост, шаг за шагом. Пример нашей компании — это иллюстрация того, как мастерская может развиваться и расти без ощутимых инвестиций. Конечно, временами было нелегко, но это возможно.

Я понял, что мне есть, что сказать. У меня появилось осознание того, что я могу создавать что-то важное и выражать себя и свои жизненные принципы через архитектуру. И у меня это хорошо получается.

Какие проекты были для вас особенно значимыми и почему?

Таких, пожалуй, два проекта. Один из них — это как раз проект Фонтана, который я упомянул ранее. Это первый проект, который я продвигал и реализовывал как авторский проект Majsterni. Фонтан это яркий пример средовой архитектуры, он отражает наши принципы человекоориентированного подхода.
MILLENIUM FOUNTAIN. Фонтан тысячелетия города Брест, Беларусь. Архитектурная мастерская Majsterni.
Но еще один не менее значимый для меня объект — жилые дома на Махновича. Тогда еще не существовало бюро, но это первый проект, когда я как архитектор поверил в себя. Несмотря на то, что на тот момент я уже несколько лет был руководителем архитектурного отдела, я осознал, что обладаю достаточными знаниями и компетенциями, чтобы создать нечто стоящее.
MAHNOVICHA RESIDENTIAL. Брест, Беларусь. Архитектурная мастерская Majsterni

Автором какого современного проекта из мировой практики вы бы хотели быть и почему?

В одной из моих недавних поездок мне посчастливилось познакомиться с проектом Петера Цумтора — Термальные бани 7132 в Вальсе. Увидев эту архитектуру воочию, я был восхищен. Это впечатляющая и одновременно очень простая архитектура, в которой нет чего-то конкретного, что вызывает яркие эмоции — вся архитектура в своей квинтэссенции, синергия всех элементов поражает сознание. В восприятии пространства задействованы все органы чувств, архитектор работает со светом, тактильностью, звуками, запахами, — и ты словно погружаешься в какой-то совершенно другой мир. И при этом, это абсолютно простая архитектура, где из отделки только окрашенный в массе бетон и один вид камня, который автор применяет в разных фактурах.

И вот такой естественностью, простотой эта архитектура завораживает. Я в какой-то момент понял, как бы наивно не прозвучало, что я тоже так могу! И это безумно вдохновляет.
Термальные бани 7132 в Вальсе, Швейцария. Петер Цумтор

Есть ли у вас традиции внутри бюро?

В команде у нас очень много традиций, одна из любимых и самых ярких — это наш проект Majsterni ý лесе. Это наш неформальный архитектурный поход, куда мы приглашаем экспертов из архитектурной индустрии, проводим для гостей лекции, воркшопы. Вместе с участниками создаем интересные памятники походной архитектуры, организовываем дебаты, а по вечерам поем песни у костра, «Majsterni ý лесе» мы проводим каждый год, и этого события всегда все ждут, мы особенно.

Еще 3 сентября мы отмечаем Шуфутинов день — собираемся в офисе, вспоминаем маэстро Михаила Шуфутинского, смотрим его клипы, включаем караоке и поем песни.

Также у нас есть своя версия, аналог Oktoberfest — пивной фестиваль Novemberfest. У нас ноябрь — серый и дождливый, поэтому мы решили, почему бы не сделать для себя какое-нибудь яркое мероприятие.

На Новый Год один из наших архитекторов от руки рисует архитектурные открытки, которые мы потом тиражируем. На открытках пишем поздравления, связанные с архитектурой, дарим друзьям, а я как Дед Мороз развожу их клиентам и партнерам накануне праздника.

Чем для вас является архитектура и возможность создавать ее?

Для меня архитектура — это наводить порядок. Когда заказчик приходит с идеей создать проект, это всегда некий хаос из разных вводных. А архитектор должен все привести в порядок, организовать пространство, опираясь на свои представления и чувство прекрасного. Для меня способность видеть и создавать прекрасное — это важнейшая ценность.

Как развивается сегодняшняя архитектурная практика в Беларуси?

Сейчас в Беларуси неплохая динамика: появляются люди с современным видением, яркие талантливые архитекторы, которые создают уникальную архитектуру. За последние 20 лет очень многое изменилось. Архитектура 20-летней давности создавалась людьми, которые не пользовались интернетом, например. Разница в том, что сейчас, несмотря на то, что не у всех есть возможность объездить весь мир и познакомиться с высочайшего уровня проектами, насмотренность формируется благодаря доступности визуальной информации в интернет-ресурсах. И эта насмотренность формирует вкус человека, его стиль, его понимание того, что хочет видеть современный пользователь, в каких пространствах хочет жить и проводить время.
Офис SANTA. Брест, Беларусь. Архитектурная мастерская Majsterni

Что делает архитектуру — достопримечательностью? Какими качествами такая архитектура должна обладать?

На мой взгляд, это что-то эфемерное, неуловимое. Для каждого это может быть что-то свое. Прелесть профессии архитектора в том, что он является творцом. И в этом творчестве всегда есть моменты, когда не ясно, откуда это мысль приходит. Для меня, это как некое сотворчество с Богом. Людям, для которых духовные вопросы не имеют определенного смысла или значения, я бы сказал, что это отражение себя и собственного внутреннего мира, своей уникальности, идентичности через архитектуру. Когда человек погружается в настоящее творчество, в созидание, то он невольно отпечатывает себя, свою душу в проекте. И это всегда чувствуется и цепляет.

А что это: какая-то красивая деталь, уникальный угол, необычный эркер или поворот фасада — это уже не имеет значения. Архитектор смотрит глубже, через архитектуру, как поэт, он хочет что-то сказать людям. Для поэта стихотворение не есть сама цель творчества. Человек, который будет читать произведение — это цель. С архитектурой тоже самое. Когда пользователь взаимодействует с пространством, он словно читает книгу, но воспринимает его с помощью зрения, слуха, обоняния, чувствует его и сквозь него видит мастера.

Какой вы видите архитектуру в будущем? К чему нужно стремиться?

Архитектура должна быть цельной. Когда здание или пространство представляют собой максимально естественные форму, функцию и содержание. И в моем видении, архитектура будущего должна быть создана по подобию человека. Человек — это хороший пример цельной архитектуры. Он сам по себе очень красивый, в нем все функционально. И когда человек что-то создает, он должен творить по своему образу.

Например, юрты эскимосов — невероятно простые конструкции, собранные из ледяных кубов, но при этом лед в данном случае содержит в себе сразу несколько функций: он и несущая конструкция, и тепло сохраняет, и еще эстетически это выглядит красиво. Современная архитектура в большинстве своем мне кажется весьма нелогичной. То же самое касается инженерной инфраструктуры: на мой взгляд, в будущем нужно будет создавать такие здания, которые не будут требовать дополнительной системы кондиционирования или отапливания, и будут отапливаться пассивно — теплом лампы накаливания и человеческого тела. Конечно, противоречие в том, что огромное здание на 10 000 кв. м или офис не построить из таких материалов, позволяющих добится этого эффекта, но комфортное жилье для человека вполне возможно. Речь не идет о том, что дом будущего — это деревянный или глиняный дом, но с развитием технологий мы видим новые возможности в использовании эффективных и дешевых материалов для создания комфортных пространств.

А еще архитектура будущего должна быть очень умной, Я думаю, что в каждом здании будет жить искусственный интеллект, который будет управлять всеми внутренними системами, делая архитектуру более функциональной.
KIDS TECH PARK. Концепция. Брест, Беларусь. Архитектурная мастерская Majsterni

Каким вы видите будущее Majsterni? О чем мечтаете больше всего? Планируете ли расширяться?

Я вижу Majsterni интернациональным бюро. Я считаю себя человеком мира и хочу развивать бюро и создавать проекты в самых разных уголках планеты. Мне безумно интересно взаимодействовать с разными культурами, поэтому в будущем хотелось бы создать объекты на всех континентах.

Как архитектор, я мечтаю в какой-то степени обрести идеального заказчика, как у Антонио Гауди, который полностью доверится моему вкусу и квалификации, и тогда у меня будет полная свобода просто заниматься архитектурой. Мне кажется, я бы очень много пользы принес миру своими проектами. Более того, я вижу такие примеры и понимаю, что они всегда окупаются. Когда создаешь уникальную архитектуру, она приобретает особенную ценность, добавленную стоимость. Я мечтаю, что я когда-нибудь найду такого заказчика, для которого качество и уникальность архитектуры будут дороже любых денег.