Время чтения: 3.5 мин
«Привет! На связи Маша, Алина и Маша — кураторы выставки «Лиминальное пространство: переход».
В декабре прошла выставка на базе выставочного пространства СПбГАСУ.
В процессе создания концепции, нам было важно затронуть волнующие нас вопросы. Так мы пришли к темам кризиса, личного выбора, непостоянности. Основным лейтмотивом выставки стало понятие лиминальности. Лиминальность — это переходное состояние между разными стадиями развития человека или общества (Liminality, от лат. līmen — порог, пороговая величина). Чаще этот термин упоминается в контексте интернет-эстетики физических пространств перехода. Но нас интересовало именно внутреннее состояние лиминальности, возникающее в душе человека, когда он оказывается в кризисе, шагает в неизвестность, чувствует неустойчивость; не физический образ, а метафорическое ощущение.
Вопрос open-call’а для художников и архитекторов звучал так: «Как выглядит лиминальное пространство, когда человек находится перед выбором?».
В декабре прошла выставка на базе выставочного пространства СПбГАСУ.
В процессе создания концепции, нам было важно затронуть волнующие нас вопросы. Так мы пришли к темам кризиса, личного выбора, непостоянности. Основным лейтмотивом выставки стало понятие лиминальности. Лиминальность — это переходное состояние между разными стадиями развития человека или общества (Liminality, от лат. līmen — порог, пороговая величина). Чаще этот термин упоминается в контексте интернет-эстетики физических пространств перехода. Но нас интересовало именно внутреннее состояние лиминальности, возникающее в душе человека, когда он оказывается в кризисе, шагает в неизвестность, чувствует неустойчивость; не физический образ, а метафорическое ощущение.
Вопрос open-call’а для художников и архитекторов звучал так: «Как выглядит лиминальное пространство, когда человек находится перед выбором?».
Для нас как архитекторов-кураторов было важно, чтобы пространство экспозиции отвечало заданной теме и через архитектурно-визуальные решения раскрывало концепцию.
Исследовав понятие лиминальности, мы поняли, что как и любой обряд перехода, он состоит из нескольких этапов проживания:
(Кстати, об этой теме можно почитать интересное исследование от ВШЭ.)
Исследовав понятие лиминальности, мы поняли, что как и любой обряд перехода, он состоит из нескольких этапов проживания:
- отделение от прежнего мира, погружение в кризис (ПОГРУЖЕНИЕ)
- осмысление новых чувств, осознание необходимости выбора (ПОЗНАНИЕ)
- выбор, включение в новый мир (ВЫХОД)
(Кстати, об этой теме можно почитать интересное исследование от ВШЭ.)
Это деление стало основой формирования пространства экспозиции. Мы хотели, чтобы сама выставка стала неким лиминальным пространством и являлась переходом из одного состояния в другое. Важным фактором было расположение выставочного пространства внутри университета. Это дало возможность создать визуальный контраст между пространством выставки и пространством вне. Так образовались 3 зоны экспозиции: погружение, познание, выход.
С самого начала выставки человек погружается в состояние кризиса, проходя через туман, создающий ощущение неопределенности.
После чего он попадает в основную часть экспозиции — познание. Здесь располагаются работы авторов, демонстрирующие разный жизненный опыт. Кто-то рассуждал в своих работах над переходом от жизни с родителями к самостоятельному плаванию, о поиске своей идентичности и реализации свободы. Другие авторы думали о жизненном пути как о переходе от рождения к смерти. Для кого-то было важно сделать акцент на вопрос влияния людей рядом на выбор и отразить это в своей работе.
Зритель, увидев разные вариации ответа на поставленный вопрос, попадает в пространство выхода из кризиса. Здесь его встречает инсталляция, посвященная важности обращения внутрь себя, и она подводит человека к завершению процесса обряда перехода.
Нам как кураторам было важно выразить мысль о том, что внутренний кризис - это пространство возможностей. Часто кризисность ассоциируется именно с мрачностью и холодом. Да и сама эстетика лиминальности создает ощущение дискомфорта. Хотя на самом деле любой кризис означает новую ступень, где важно выбрать направление, чтобы сделать шаг вверх.»
После чего он попадает в основную часть экспозиции — познание. Здесь располагаются работы авторов, демонстрирующие разный жизненный опыт. Кто-то рассуждал в своих работах над переходом от жизни с родителями к самостоятельному плаванию, о поиске своей идентичности и реализации свободы. Другие авторы думали о жизненном пути как о переходе от рождения к смерти. Для кого-то было важно сделать акцент на вопрос влияния людей рядом на выбор и отразить это в своей работе.
Зритель, увидев разные вариации ответа на поставленный вопрос, попадает в пространство выхода из кризиса. Здесь его встречает инсталляция, посвященная важности обращения внутрь себя, и она подводит человека к завершению процесса обряда перехода.
Нам как кураторам было важно выразить мысль о том, что внутренний кризис - это пространство возможностей. Часто кризисность ассоциируется именно с мрачностью и холодом. Да и сама эстетика лиминальности создает ощущение дискомфорта. Хотя на самом деле любой кризис означает новую ступень, где важно выбрать направление, чтобы сделать шаг вверх.»
Авторы текста: Жданова Алина, Андреенко Мария
Автор фотографий: Лобанов Богдан
Авторы работ: Дюкова Наталья, Шестаков Максим, Макрушин Глеб, Каспирович Ксения, Омарова Сабина, Копылова Ксения, Кочмарик Ксения, Петрова Вероника, Белоусова Елена, Бурыкин Дмитрий, Семёнов Илья, Савельева Ульяна, Ярахмедова Милана, Алексеев Егор, Светлана Попова, Ушаков Кирилл, Юданова Лиза
Автор фотографий: Лобанов Богдан
Авторы работ: Дюкова Наталья, Шестаков Максим, Макрушин Глеб, Каспирович Ксения, Омарова Сабина, Копылова Ксения, Кочмарик Ксения, Петрова Вероника, Белоусова Елена, Бурыкин Дмитрий, Семёнов Илья, Савельева Ульяна, Ярахмедова Милана, Алексеев Егор, Светлана Попова, Ушаков Кирилл, Юданова Лиза