«Привет! На связи Маша, Алина и Маша — кураторы выставки «Лиминальное пространство: переход».
В декабре прошла выставка на базе выставочного пространства СПбГАСУ.
В процессе создания концепции, нам было важно затронуть волнующие нас вопросы. Так мы пришли к темам кризиса, личного выбора, непостоянности. Основным лейтмотивом выставки стало понятие лиминальности. Лиминальность — это переходное состояние между разными стадиями развития человека или общества (Liminality, от лат. līmen — порог, пороговая величина). Чаще этот термин упоминается в контексте интернет-эстетики физических пространств перехода. Но нас интересовало именно внутреннее состояние лиминальности, возникающее в душе человека, когда он оказывается в кризисе, шагает в неизвестность, чувствует неустойчивость; не физический образ, а метафорическое ощущение.
Вопрос open-call’а для художников и архитекторов звучал так: «Как выглядит лиминальное пространство, когда человек находится перед выбором?».
Для нас как архитекторов-кураторов было важно, чтобы пространство экспозиции отвечало заданной теме и через архитектурно-визуальные решения раскрывало концепцию.
Исследовав понятие лиминальности, мы поняли, что как и любой обряд перехода, он состоит из нескольких этапов проживания:
отделение от прежнего мира, погружение в кризис (ПОГРУЖЕНИЕ)
осмысление новых чувств, осознание необходимости выбора (ПОЗНАНИЕ)
выбор, включение в новый мир (ВЫХОД)
(Кстати, об этой теме можно почитать интересное исследование от ВШЭ.)
Это деление стало основой формирования пространства экспозиции. Мы хотели, чтобы сама выставка стала неким лиминальным пространством и являлась переходом из одного состояния в другое. Важным фактором было расположение выставочного пространства внутри университета. Это дало возможность создать визуальный контраст между пространством выставки и пространством вне. Так образовались 3 зоны экспозиции: погружение, познание, выход.
С самого начала выставки человек погружается в состояние кризиса, проходя через туман, создающий ощущение неопределенности.
После чего он попадает в основную часть экспозиции — познание. Здесь располагаются работы авторов, демонстрирующие разный жизненный опыт. Кто-то рассуждал в своих работах над переходом от жизни с родителями к самостоятельному плаванию, о поиске своей идентичности и реализации свободы. Другие авторы думали о жизненном пути как о переходе от рождения к смерти. Для кого-то было важно сделать акцент на вопрос влияния людей рядом на выбор и отразить это в своей работе.
Зритель, увидев разные вариации ответа на поставленный вопрос, попадает в пространство выхода из кризиса. Здесь его встречает инсталляция, посвященная важности обращения внутрь себя, и она подводит человека к завершению процесса обряда перехода.
Нам как кураторам было важно выразить мысль о том, что внутренний кризис - это пространство возможностей. Часто кризисность ассоциируется именно с мрачностью и холодом. Да и сама эстетика лиминальности создает ощущение дискомфорта. Хотя на самом деле любой кризис означает новую ступень, где важно выбрать направление, чтобы сделать шаг вверх.»