Категория: Отель
Статус: Реализован
Год реализации: 2023
Локация: Переславль-Залесский, Россия
Площадь объекта: 650 м²
Ф: Даниил Анненков
Сайт бюро: https://osetskayasalov.com/
Статус: Реализован
Год реализации: 2023
Локация: Переславль-Залесский, Россия
Площадь объекта: 650 м²
Ф: Даниил Анненков
Сайт бюро: https://osetskayasalov.com/
По проекту архитектурного бюро Osetskaya.Salov построен гостевой дом в Переславле-Залесском с концепцией иммерсивной архитектуры. Дом только отчасти призван решать утилитарные задачи камерного и уютного проживания гостей. По задумке заказчика, пространство должно стать местом осознанности. Местом, наполненным глубоким содержанием, отражённым в различных этнических и культурных традициях. Любой попадающий сюда человек неизбежно вступает в диалог с пространством, получая новую форму опыта при взаимодействии с архитектурой Гостевого дома.
Иммерсивная архитектура
Дом является культурным центром, самостоятельным очагом формирования культуры, точкой нематериальной трансформации, где механикой тонкого процесса получения нового опыта для человека является физическое проживание различных пространств. Вся среда здесь — от дверной ручки до забора, отделяющего территорию Гостевого дома от города — сформирована таким образом, чтобы привлечь посетителя к взаимодействию с культурным кодом и побудить в нем собственные представления о картине внешнего мира.
Контекст места
Гостевой дом находится в Переславле-Залесском — историческом городе, основанном князем Юрием Долгоруким в 1152 году в качестве будущей столицы Северо-Восточной Руси. При этом участок дома расположен в новой части города, в территориальном удалении от очагов истории, и, опираясь на значимость места, формирует новый культурный контекст.
Гостевой дом представляет собой ансамбль сооружений, состоящий из основного двухэтажного здания, отдельно стоящей бани и благоустроенной окружающей территории. В самом гостевом доме расположено пять апартаментов, философия пространства каждого из которых обращена к фундаментальным цивилизационным культурным кодам — Африки, Индии, Европы, Руси и Латинской Америки. Общественные пространства представляют синтез этих культурных форм, а архитектурная оболочка здания отвечает за эмоцию того, что было отправной точкой для развития культурной идентичности. Сумма всех пространств Гостевого дома представляет единый артефакт, становящийся предметом исследования проживающих в нем гостей.
Интеграция разных культурных кодов в идеологию Гостевого дома не случайна. Воплощая собой идею «храма культур», Дом становится «порталом», рождающим созидательные эмоциональные начала, где культуры являются инструментом для рождения новых смыслов. По замыслу это позволит соединять не случайно оказавшихся там людей, чтобы синтезировать их опыт пребывания в Гостевом доме в нечто большее, чем простое времяпрепровождение.
Ключи к пространству
Перед архитекторами стояла непростая задача: запрограммировать пространство, которое сможет вдохновлять своих гостей. Для этого авторам потребовалось глубоко исследовать принципы формирования сакральных пространств, отделив от архитектурного языка конфессиональные и религиозные контексты, и разработать собственные ключи и методики для их создания.
В результате был выработан концептуальный подход, при котором простой и лаконичный архитектурный объем наполнен довольно сложным и многослойным содержанием, требующим от гостей непосредственного включения, «личного общения» с Домом. Так родился дом арт-объект, само нахождения в котором воспринимается как опыт иммерсивного взаимодействия, погружения в среду, транслирующую определенные идеи и ценности.
Ключ №1: Пять комнат — пять культур
Отправной точкой творческой концепции стала пятичастная структура, подразумевающая создание пяти разных по характеру и смысловой наполненности апартаментов, отсылающих к разным культурам: славянской, африканской, индуистской, европейской и латиноамериканской. Контексты этих пяти мировых культур построены не на заимствовании традиционных решений, зачастую невозможных в рамках одного общего для них дома, а за счёт языка архитектуры, характерного для того или иного направления.
Номер Африка
Основой этого языка стала работа с формой, архитектурным балансом пространств, цветом и натуральными материалами. Создавая своды потолка или наоборот задавая его простые и прямые линии, работая с высотой и пластикой, расположением окон и геометрией стен, авторы проекта формировали особую, смыслообразующую конфигурацию каждого помещения.
Номер Индия
Каждое приватное пространство устроено по разному, но как и всё в проекте — они одинаково соразмерны человеку. Здесь нет избыточной площади, но при этом они насыщены всеми необходимыми современному человеку функциями. Спальные зоны, места для хранения, рабочие столы, кухни и хозяйственные блоки со стиральными машинами есть в каждом из пяти.
Номер Русь
Ключ №2: Баланс
Общественные пространства доминируют по отношению к приватным. Несмотря на то, что каждая из пяти полностью оборудованных удобствами комнат — полноценное пространство для длительного проживания, люди здесь не просто проводят время в уединении личных апартаментов. Гостевой дом задуман как клуб единомышленников, готовых к взаимобогащающему общению в разнообразных общественных зонах. Приезжающие сюда гости — открытые, готовые к совместному поиску и генерации новых смыслов люди, разделяющие общие базовые ценности и осознающие важность совместного созидательного времяпрепровождения. А значит основой проекта должны стать именно общественные зоны — они создают нужный контекст, задают сценарии поведения, раскрывают перед гостями все заложенные в Доме возможности.
Если каждый из пяти апартаментов концентрирует собственную среду, то внешний облик и общественные пространства призваны синтезировать все культурные коды, которые в них зашиты. Так строгий фасад дома — ключ к пониманию культурной общности разных народов, выраженный в лаконичной прямоугольной оболочке, собирающейся из сложного рисунка, выложенного черной плинфой. Баня в этом ансамбле является визуальной доминантой. Уступая дому в объеме, она приобрела нарочито активные шатровые подъёмы крыши, чтобы стать эстетическим центром всей приусадебной территории.
Кровля основного корпуса — наивысшая точка территории. Именно с нее открываются лучшие виды на лесные просторы и кромку Плещеева озера. Также это важное гостевое общественное пространство, на которое ведет внешняя открытая лестница, образующая вертикальную связь между ключевыми локациями участка на разных высотах.
Все пространства Гостевого дома чётко структурированы и выстроены в особой пропорции по отношению друг к другу. Уличная территория больше площади всех террас, террасы больше общественных пространств внутри дома. Такое соотношение прослеживается даже внутри приватных апартаментов: общественная часть здесь больше личной. И основой этого баланса является человеческий масштаб, при котором каждое пространство для него соразмерно.
Ключ №3: Путь
Расположение пространств спроектировано в подчинение идеи пути — движения на свет и вверх. Гость вовлекается в срежиссированный архитекторами маршрут с первых шагов. Парадный вход в дом через небольшую прихожую, откуда открывается вид на амфитеатр, ведущий на второй этаж, перспективу гостиной и дальше — к объёму бани, которая видна через панорамные окна. Далее, пройдя первую анфиладу, мы попадаем в одно из главных общественных пространств всего здания — зону очага, в которой находятся пять встроенных в остекленные стенные ниши биокаминов. Повторяя пятичастную структуру второго этажа, они образуют комфортную рекреационную зону. Вокруг расположены уютные места для вечерних посиделок, где гости могут проводить время за беседой, настольными играми или созерцанием огненных всполохов и пейзажей за окном.
Противоположная от каминной зоны стена создана из фигурно обработанного и выложенного кирпича. Её шероховатая фактура и терракотовые оттенки отсылают нас как к архетипичному образу домашнего очага, так и к образу традиционной русской печи.
Далее располагается просторная столовая зона, центральное место в которой занимает большой общий стол. С двух сторон его обрамляет панорамное остекление. С одной — полностью прозрачное, через которое видны терраса и окружающий пейзаж. С другой стороны, где дом достаточно близко примыкает к забору — стена из стеклоблока, которая создает визуальное продолжение перспективы обзора, но скрывает детали окружающего контекста среди размытых образов и световых пятен. Этот материал, продолжающий традицию стеклянных кирпичей Фальконье, как нельзя лучше вписался в проект, напоминая о важной для эстетики всего дома идее ремесленности, слюдяных окнах или средневековых витражах.
Затем следует зона общественной кухни, позволяющая гостям готовить совместные завтраки, обеды и ужины. И замыкающая часть первого этажа — многофункциональная гостиная, которая также зонирована: здесь есть большая угловая диванная зона и дополнительная чайная со столом и соответствующей меблировкой, расположенная на той же оси.
Из столовой можно выйти на террасу, которая тоже имеет свою внутреннюю структуру. Здесь есть уличная каминная зона с масштабным очагом. Вокруг него — множество разнообразных посадочных мест, которые можно трансформировать под определенные задачи и состав гостей. Стулья, пуфики, табуретки и банкетки расставлены по всей террасе и дают простор для формирования своего образа этого пространства.
Напротив теплой обеденной зоны есть уличная столовая зона, где также можно проводить время в хорошую погоду. Она примыкает к более приватной, кабинетной зоне, в которой можно уединиться для задушевных бесед.
Альтернативный маршрут ведет из прихожей сразу на второй этаж. Идущая наверх лестница образует амфитеатр, где можно проводить время за чтением или просмотром фильмов на встроенном в нишу экране. Интегрированные в ступени орнаменты и декоративная отделка примыкающей стены делают лестницу не просто функциональной необходимостью, а полноценным экспонатом этого «культурного центра».
На втором этаже также находится ещё одна цепочка общественных пространств. Большой открытый холл подходит для совместных занятий йогой. Коридор выполняет роль распределительного узла — отсюда гости попадают в свои комнаты, или могут выйти на уличную лестницу, ведущую на крышу. Из панорамных окон здесь открывается обзор на баню и часть территории за пределами здания.
Ключ №4: Свет
Естественный свет заполняет пространство дома, беспрепятственно проникая через обширную площадь остекления. В доме нет ни одного пространства, перекрытого глухими стенами, куда не доставал бы дневной свет. Номера пронизаны множеством окон, чтобы растворять границы стен, коридоры выстроены в анфилады. На кровле Гостевого дома расположены световые колодцы, создающие еще один уровень сквозной связи всех пространств дома. Они пронизывают этаж насквозь и направляют естественный свет на террасу гостевого дома.
Вечером же световые сценарии задаются подвесными и встроенными потолочными светильниками, расположенными на разных уровнях. Искусственное освещение формирует вечернюю атмосферу, раскрывая пространства отличным от дневной версии образом. Свет общественных зон преимущественно потолочный, зондированный и направленный, в то время как свет номеров расположен на стенах — он хаотичен и выделяет пластику поверхностей.
При том во всех пространствах Дома сохраняется естественное право человека на темноту — искусственное освещение есть только в тех местах, где оно действительно необходимо.
Ключ №5: Ремесленность
По замыслу авторов, все материалы, используемые при реализации проекта, должны быть отчетливо рукотворными. Например, для отделки стен и создания нужного рельефа архитекторы разработали особый состав штукатурки на основе плиточного клея, обладающий высокой пластичностью, износостойкостью и фактурностью, но при этом экономичный и легкий в работе. А работая с таким простым материалом как кирпич, архитекторы создали настоящее произведение искусства в отделке одной из стен. Срезанный под нужным углом, определенным образом обработанный и уложенный кирпич в массе создал эффектное панно, вертикальные ряды которого с разноуровневыми выступами и углублениями собираются в череду своеобразных аркатурных поясов.
Аналогичный подход адаптации обычных материалов использовался и при облицовке пола террасы. Распиленный на небольшие плитки дагестанский природный камень напоминает характерное фактурное травертиновое мощение. При этом он намного лучше подходит к российскому климату и легко переживет суровые зимы. Нестрогая укладка без заданного четкого ритма создала ощущение некоторой хаотичности, природной свободы и нарочитой рукотворности.
Этот подход не спорит с технологичностью современного дома, а лишь создает в нем определенный настрой и атмосферу. Так на втором этаже использован южнокорейский плетеный виниловый пол — современное износостойкое покрытие с толстым защитным слоем из композитных материалов. Все запланированные системы коммуникаций, техника, световые и обогревательные приборы в проекте отвечают самым высоким стандартам качества, экономичны и экологичны.
Ключ №6: Природа
При всей яркости и выразительности проекта, он не вступает в диссонанс со своим окружением. Улица Сокольская, на которой стоит Гостевой дом, — типичная улочка малого исторического города с деревянными фасадами и палисадниками. По высоте и площади Дом превышает соседние здания, но он заглублён на участке и выходит на улицу узким фронтом. Тем самым, в силу перспективных искажений, дом воспринимается сомасштабным окружающей застройке. Он практически не выделяется, а понять его реальный масштаб можно только, перемещаясь по участку Гостевого дома.
Основную часть придомовой территории занимает сложное многоуровневое озеленение, среди которого проложена система прогулочных дорожек. Дорожки обрамлены композициями из разновысоких дикорастущих трав, а кое-где высажены съедобные лесные ягоды, которые можно собирать во время неспешных прогулок. Работая над ландшафтным дизайном, авторы проекта создавали в некоторых местах небольшие холмы и возвышенности, имитируя природную неоднородность окружающей среды.
Главным объектом восприятия на участке являются деревья, которые по замыслу авторов проекта являются полноценными архитектурными объемами. Поэтому специалисты бюро тщательно подбирали их типологию, высотность, баланс хвойных и лиственных растений. Деревья высажены группами и формируют разные зоны: фруктовый сад, дальний еловый лес, лиственный лесной массив, который загорается яркими красками в осенний период и создает живописный буфер для зданий.
Забор является частью архитектурного плана территории, а каждая из его секций посвящена одной из пяти культур. Технологии создания, эстетика, рисунок, тектоника всех пяти разнятся, но не вступают в конфликт, а замыкают и формируют общий периметр.
Большая открытая лестница ведет посетителей с улицы прямо на эксплуатируемую крышу здания, откуда открывается панорамный обзор на город с его белокаменными стенами, золотыми куполами, крышами и историческими объектами, а вдалеке угадывается и Плещеево озеро.
Проживание
Такая архитектура не является рядовой, её утилитарные цели — долговременное размещение гостей — второстепенны по отношению к общей философии пространства, Ценность Гостевого дома заключается в том, что такая архитектура способна дать ощущения эмоций переживания пространства.
Проект Гостевого дома стал возможен благодаря интересу заказачика и познаниям архитекторов в создании прецедента архитектуры смыслов. Сразу после завершения строительства начнется не менее трудоемкий процесс в построении комьюнити людей, для которых Гостевой дом станет пространством для раскрытия их внутренних творческих энергий.