Категория: Объект Статус: Реализован Год реализации: 2024 Локация: Парк Победы на Поклонной горе, Москва Площадь объекта: 12,56 м² Ф: Анастасия Самойлова
Заказчик: Российский еврейский конгресс Куратор: Евгений Асс Стройка: Александр Кутузов, Дарья Зайцева, Антон Сенаторов Волонтеры: Илья Болоздыня, Николай Мицкевич, Дмитрий Лоташ Размер объекта: Высота = 2 700 мм Диаметр = 4 000 мм Консультация по конструкциям: Евгений Макаренко Материалы: Металл, газобетон, буксировочные тросы
Суккот — это праздник сбора урожая, плодов, а плод начинается с цветения. Традиционное сооружение для Суккота — шалаш.
Круглое пространство этого шалаша символизирует цикличность нашей жизни и природы. Полые полукруглые металлические колонны собраны в круг, а сверху объект немного напоминает цветок.
Основная идея конструкции — дисперсность отдельных элементов и их стягивание, объединение. Каждая колонна — это газобетонный блок, обтянутый профлистом, а все модули объединены между собой металлическими шпильками и тросами для общей устойчивости конструкции. Это история про центростремительную силу: колонны стремятся к невидимому центру объекта — внутреннему пространству, в котором проходит вся магия созерцания света и цвета.
Благодаря материалу и форме, объект одновременно и выделяется в контексте, и сливается с ним за счёт того, что окружение отражается в металлических листах.
Собираясь внутри объекта, люди могли рассматривать металлические полукруглые ниши с цветными отсветами. С потолка, на котором перетянуты металлические тросы, свисают цветные ленты и мерцающие на свету бантики — именно они добавляют цвета внутрь шалаша.
Про концепцию:
Еврейский осенний праздник, который отмечают в месяц Тишрей. Отличительной особенностью праздника Суккот — заповедь жить в особом шалаше, называемом "сукка́". Отсюда и название праздника — Сукко́т, которое дословно означает «шалаши». В русской традиции также встречается название «Праздник кущей». Суккот продолжается семь дней, и всё это время принято жить в шалашах в память об облаках славы, защищавших народ от знойного солнца Синайской пустыни во времена Исхода: в сукке устраивают весёлые праздничные трапезы, встречают гостей, танцуют и даже спят.
Меня вдохновила тема праздника и ряд условий по Торе, которым нужно было придерживаться. Никогда не работала с цветом, но почувствовала, что это тот самый случай, когда мне хочется его задействовать. Важную роль в концепции сыграло место: мне очень захотелось войти в контакт с мемориальной Синагогой на Поклонной Горе: брутальным массивным сооружением. Ситуация подкинула и много ограничений, которые повлияли на объект: например, он стоял на гранитном мощении и не мог крепиться к земле, а погодные условия — ветреный октябрь, — могли разрушить шалаш. Идея сделать объект из металлических профлистов пришла после многих итераций, поиска материала и решения с самонесущей конструкцией. Так я пришла к трем материалам: металл, газобетон и ремни.
Ряд полуколонн из металлических профлистов имел в основании газобетонные блоки как утяжелители. Внутри колонн, расставленных с расстоянием 7 см друг от друга, сформировались ниши, внутри которых фиксировались светильники. Вход располагался по направлению ветра — тот случай, когда пригодилась роза ветров. Это решение было необходимым, потому что иначе шалаш начинал работать как парус, но положение входа помогло побороть эту проблему: ветер попадал в шалаш и просачивался в щели между колонн, не разрушая сооружение.
Некоторые решения возникали по ходу реализации. Пришлось отказаться от крыши и от дверей из-за той же парусности, но в шалаше были цветные ремни в проёмах, которые выполняли функцию подвижного цвета: когда дул ветер, ленты обнимали колонны снаружи и развивались внутри объекта. Прямо на ходу мы решили эту идею с ремнями продолжить на крыше и на входе: зафиксировали на тросах сверху две катушки ремней (больше было уже небезопасно), чтобы получилась проницаемая, но заметная крыша. В завершении для мерцания я добавила маленькие серебряные бантики, которые благодаря освещению вокруг игриво мерцали над головой, а днём на светлом небе выглядели, как силуэты бабочек.
Шалаш получился одновременно очень ярким и деликатно встроенным в окружением. Думаю, можно говорить о его локальной идентичности ведь металлический профлист в нашей стране часто используется в некапитальных и капитальных постройках.