Недавно был объявлен шорт-лист из 14-ти лучших проектов конкурса «Поле моей мечты» на создание временного арт-объекта к 20-летию фестиваля «Архстояние».
Победителем в этом году стал проект Polygon Александра Штанюка, который создаст вокруг Ротонды искусственный ландшафт с долинами и горами и превратит ночное поле в 3D мираж. О его проекте мы еще расскажем, а пока предлагаем пройтись по проектам из шорт-листа!
Победителем в этом году стал проект Polygon Александра Штанюка, который создаст вокруг Ротонды искусственный ландшафт с долинами и горами и превратит ночное поле в 3D мираж. О его проекте мы еще расскажем, а пока предлагаем пройтись по проектам из шорт-листа!
«Архстояние» – ежегодный международный фестиваль ландшафтных объектов в Никола-Ленивце (Дзержинский район Калужской области). Это уникальный проект, предлагающий новый подход к развитию территорий и представляющий идею взаимодействия с ландшафтом средствами творческих практик и современного искусства. Тема фестиваля 2025 — моё главное.
Мы живем в мегаполисе, перенасыщенном смыслами. трудно отделить от них своё сокровенное — тот самый город внутри тебя. Приезжая в Никола-Ленивец, мы разрешаем себе смотреть в небо, падать в траву у ротонды, говорить с близкими и незнакомыми — дышать и жить свободно, не торопясь.
«Архстояние 2025» предлагает отправиться в путешествие по белому городу, городу-миражу в поисках своего главного.
Поля и просеки парка станут частью планировочной структуры. Арт-объекты, дома и другие сооружения очертят контур воображаемых проспектов и площадей. появятся центры притяжения: библиотека, цирк, университет, музей и даже горсовет.
Куда приведут воображаемые дороги внутреннего города? Подробнее в манифесте фестиваля.
- АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE: Михаил Скворцов, Олег Поддубный, Алексей Клинских, Москва / «Видимо не видимо»
Зеркальный диск, подвешенный над землей с помощью крана, находящийся в свободном вращающемся движении над ней, создает для зрителя «точку» преломления и изменения пространства. В ночное время контур диска подсвечивается светодиодной лентой. Диаметр диска — 9 метров

2. Ульяна Тарейкина, Данила Гагаркин, Москва / «Ледник»
Что есть мираж? Сияющие и переливающиеся в лучах солнца глыбы, словно магический мерцающий фантом из полярного мира. Островок оазиса в знойную жару, который не ожидаешь здесь увидеть. С каждой секундой растворяется и изменяется, пропадает при слишком длительном контакте. Каков будет выбор человека? Поддаться искушению или лицезреть чудо как можно дольше?

3. Марина Чурсанова, Воронеж / «Вояджер»
Похожий на космический корабль, этот странник путешествует по миру, гонимый ветрами. Его топливо — белые воздушные шары, которые представляют собой мечты людей. Габариты объекта: 20 х 20 х 20 м

4. АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE: Михаил Скворцов, Олег Поддубный, Алексей Клинских, Москва / «Тет-а-тет»
Согласно традиционному японскому ритуалу перестройки святилища «сикинэн сэнгу», через каждые 20 лет старые здания разбираются и рядом на участке возводятся новые здания, повторяющие форму первоначальных. Существует время, когда старое и новое здания стоят вместе на одном участке. Поэтому к 20-летию «Архстояния» предлагается на поле создать еще одну Ротонду. Появление «копии» знакового арт-объекта позволит не только отметить юбилей фестиваля, сделав по японской традиции «глубокий поклон» существующему дизайну среды, но и отразить современную культуру замещения или «миража» в виде фейк объекта.
Фейк Ротонда — это контр-арт-объект, призванный создать альтернативное представление о существующем объекте. Происходит не только факт копирования предмета, но и эффект замещения, альтернативного видения среды. Противопоставление настоящему явлению фейкового. Появление на узнаваемом месте копии арт-объекта создает вау-эффект, без коренного изменения среды. Фейк Ротонда построена как объект, наполненный внутренними миражами и аллегориями, демонстрируя образы сна «Дали или Тарковского». Она стоит на подиуме из сена в 40 метрах от Ротонды с отсутствующей центральной поверхностью пола, на месте которого появляется круговой амфитеатр и сцена. Крыша ротонды сделана из прозрачного натяжного потолка с заполнением сверху тонким слоем воды. На её глади плавает труба, сделанная из ткани и укрепленная на плавучем основании, а также влагостойкие точечные светильники, дополняющие камерную атмосферу в ночное время. Интерьер ротоны наполнен солнечным светом, проходящим сквозь толщу воды. Стены обшиты вертикальным сайдингом. Дверные проемы закрыты занавесом с изображением дверей, который идёт по всему периметру. Фейк Ротонда в вечернее время предназначена для наполнения её внутреннего пространства визуальным видео и аудио рядом и проведения в ней различных перфомансов.
Фейк Ротонда — это контр-арт-объект, призванный создать альтернативное представление о существующем объекте. Происходит не только факт копирования предмета, но и эффект замещения, альтернативного видения среды. Противопоставление настоящему явлению фейкового. Появление на узнаваемом месте копии арт-объекта создает вау-эффект, без коренного изменения среды. Фейк Ротонда построена как объект, наполненный внутренними миражами и аллегориями, демонстрируя образы сна «Дали или Тарковского». Она стоит на подиуме из сена в 40 метрах от Ротонды с отсутствующей центральной поверхностью пола, на месте которого появляется круговой амфитеатр и сцена. Крыша ротонды сделана из прозрачного натяжного потолка с заполнением сверху тонким слоем воды. На её глади плавает труба, сделанная из ткани и укрепленная на плавучем основании, а также влагостойкие точечные светильники, дополняющие камерную атмосферу в ночное время. Интерьер ротоны наполнен солнечным светом, проходящим сквозь толщу воды. Стены обшиты вертикальным сайдингом. Дверные проемы закрыты занавесом с изображением дверей, который идёт по всему периметру. Фейк Ротонда в вечернее время предназначена для наполнения её внутреннего пространства визуальным видео и аудио рядом и проведения в ней различных перфомансов.

5. Алена Смирнова, Санкт-Петербург / «Метаморфозы-2»
Проект представляет собой длинные рукава (от 6 до 10 м), установленные на верхней площадке «Ротонды» вместе с компрессорами, нагнетающими воздух в рукава, который, проходя сквозь них, обеспечит непрерывное движение каждого элемента. Такие же рукава могут быть установлены и у некоторых окон и дверей ротонды. При этом возможность зрителем подняться на крышу останется. Основная идея — создать ощущение некого клубка отростков, беспрестанно движущихся и меняющихся. Как будто некий организм пророс сквозь «Ротонду». Это противопоставление биоморфной формы и строгой геометричности и символ живой природной силы, которая в конце концов побеждает все, что создано рукой человека и самого человека. Освещение объекта будет производиться с площадки ротонды снизу.

6. Алиссия Свергун, Даша Лукьянова, Москва / Rotonda multiverse
Какой Никола-Ленивец в альтернативных вселенных и как мы себя там проживаем и чувствуем? В рамках проекта ROTONDA MULTIVERSE мы предлагаем создать пространство для размышления о вариантах и выборах, которые мы, блуждая по внутреннему городу, совершаем каждый день и каждый миг. И создать внутри
Никола-Ленивца эту зону свободы и в то же время игры. Ротонда – метафора человека (посетителя), «сердце мультивселенной», визитная карточка НЛ – становится нашим главным героем. В альтернативных вселенных Ротонда явно не такая, как здесь. Что если ротонда – это мираж, фата-моргана, иллюзия.
Никола-Ленивца эту зону свободы и в то же время игры. Ротонда – метафора человека (посетителя), «сердце мультивселенной», визитная карточка НЛ – становится нашим главным героем. В альтернативных вселенных Ротонда явно не такая, как здесь. Что если ротонда – это мираж, фата-моргана, иллюзия.

7. Ирина Терзи, Владимир Куприянов, Москва / «Мираж из детства»
Мы задаемся вопросом: как вернуться к себе сейчас в мире, где так много говорят об ответственности, и как не потерять важную часть себя — внутреннего ребенка? Признайтесь себе в важности не только ответственности, но и свободы, игры и удовольствия от жизни. Нам надо вспомнить и обратиться к той части личности, которая не утратила способность к радости и любопытству. У каждого есть свой мираж, пространство детской невинности и беззаветной свободы. Для меня мираж детства — это фестиваль воздушных шаров в моем родном городе Железноводске. Фестиваль проводился ежегодно в день рождения города и остался в памяти как символ абсолютного детского счастья и безмятежности. Он всегда был связан с огромными, парящими в небе аэростатами. Воздушный шар завораживает, как “планета”, в которой нет границ и правил, а только безудержная свобода. В центре этого волшебного пространства — ротонда. Она как опорная точка, «держит» композицию. Ротонда не только служит физическим центром, но и символизирует каркас места. Шар поднимается над ротондой, как над корзиной, в которой сидят мечтатели, стремящиеся в небо.

8. Михаил Палькин, Санкт-Петербург / «Путь»
Масштабная мультимедийная инсталляция с использованием туманообразующих систем высокого давления преобразит существующую тропу через поле и добавит комфортной прохлады благодаря охлаждающим свойствам водяного тумана, создавая ощущение лиминальности пространства. Туман дает простор для использования световых эффектов, с помощью управляемых прожекторов можно будет обозначить главную точку притяжения — приоритетный пеший транзит фестиваля и превратить поле и пространство над ним в гигантскую воздушную сцену.

9. Денис Зимаков, Москва / «Колизей»
Монументальный объект, вдохновлённый формой древнеримского Колизея, состоит из 500 бетонных колец, расположенных в шахматном порядке и создающих впечатление многоуровневой арены. Арт-объект, подобно амфитеатру в Риме, находится в центре общественной жизни фестиваля. Ротонда, как главный аттрактор фестивального поля, является и центральной доминантой арены.

10. АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE: Михаил Скворцов, Олег Поддубный, Алексей Клинских, Москва / «Борона небес»
Инсталляция переносит классический сельскохозяйственный процесс борования пашни с земли на небо. Вертикальная «стена» размером 100 на 25 метров из 30 полотен затеняющей белой сетки держится на тросе в воздухе за счет 9 воздушных шаров диаметром 4 метра, наполненных гелием. Крайние и центральная точки «занавеса» крепятся через вертикальные тросы к тракторам. Они перемещаются по полю и «возят по небу» инсталляцию. В ночное время на инсталляцию выводится видео-проекция.

11. Андрей Шибанов, Splaces studio, Санкт-Петербург / “αὔρα»
Проект αὔρα приглашает зрителя к переживанию уникального природно-технологического явления, несуществующего в реальности. В центре инсталляции — гигантский вихрь из белоснежной ткани, приводимой в движение потоками воздуха с помощью вентиляторов. Воздух — это стихия, неуловимая нашими органами чувств. Мы замечаем его лишь в момент столкновения с препятствием, будь то поверхность кожи, ткань или природный ландшафт. При этом воздух является ключевым элементом природных явлений, от легкого бриза до разрушительного урагана. Эфемерный по своей природе, в этом проекте воздух становится осязаемым, приобретая форму через движение. Проект переосмысляет идею миража как явления, которое возникает там, где его не должно быть.
Скульптура имеет два режима работы — дневной и ночной. Днем она воспринимается как легкий и эфемерный объект. Ночью же вихрь преображается: благодаря лазерному проектору его поверхность озаряется цветовыми образами, превращая структуру в динамическое световое явление.
Скульптура имеет два режима работы — дневной и ночной. Днем она воспринимается как легкий и эфемерный объект. Ночью же вихрь преображается: благодаря лазерному проектору его поверхность озаряется цветовыми образами, превращая структуру в динамическое световое явление.

12. Коинсидентальный Институт, Москва / «Красный квадрат в белом городе»
Проект представляет собой пространственную ферму из деревянного бруса с габаритными размерами 16,34х18,2х1,26 м. Конструкция возводится на свайном фундаменте рядом с Ротондой Александра Бродского с применение металлических винтовых свай и деревянного ростверка. Деревянная часть конструкции окрашивается. В проёмы фермы устанавливаются элементы ночной неоновой подсветки. Конструкция отсылает к проекту Альдо Росси и Джанни Брагьери «Кладбище Сан Катальдо», но представлена в виде билборда. Проект позволит развить и расширить проект «Города совпадений», представленного в музее Архитектуры имени Щусева в рамках семинара «Новая история будет» в 2018 году. Все города совпадают между собой, на месте одного города всегда существует другой, работа архитектора, ведомого совпадениями относится одновременно ко всей истории архитектуры. Создавая свой проект он преобразует всю историческую цепь совпадений. Тема фестиваля 2025 года: «Мое главное», зрителей Архстояния приглашают отправится в путешествие «по белому городу, городу-миражу в поисках своего главного». Территория парка Версаль станет местом совпадения с одной стороны Ротонды Александра Бродского, а с другой — куба с кладбища Сан Катальдо Росси, Брагьери. При этом куб будет представлен в виде одной его стены, своего рода рекламного билборда (декорированный сарай Вентури) или Потемкинской ширмы — того необходимого минимума, для создания ощущения города-миража который может быть продолжен в воображении зрителя на пути поиска своего главного. Также конструкция предусматривает балкон-бельведер на уровне второго этажа Ротонды с которого открываются новые ракурсы как на поле так и на Ротонду. Днем объект работает эстетически и архитектурно. Ночью у него появляется третья функция. На его фасаде генерируются знаки из Библиотеки Равессона. Зритель может считывать знаки, собирать их, трансформировать и/или перепридумывать и обращаться за интерпретацией к инженеру-совпадений, который будет дежурить у объекта в определенный часы.

13. Дарья Лисицина, Пенза / «Лифт»
Лифт как символ перемещения из одного пространства в другое. Сломанный лифт – один из страхов городского жителя. Вместе с тем лифт – один из символов карьерного роста и быстрого продвижения. Ну и вы, наверное, слышали про технику «Лифт».
Люди, попав в лифт, должны выйти оттуда со слезами счастья на глазах. Спектакль начинается после того, как кабина начинает трястись, и гаснет свет. После этого включается монолог, как голос Бога, разговаривающий о самых важных вещах. Затем свет начинает мигать, и звучат голоса людей рассказывающих свои разные истории , направленные на разные триггерные точки. Поле этого происходит некое примирение с реальностью и после эмоционального катарсиса, под музыку открываются двери. Люди выходят вод впечатлением от спектакля, эмоционально изменившись в эти 15-20 минут.
Люди, попав в лифт, должны выйти оттуда со слезами счастья на глазах. Спектакль начинается после того, как кабина начинает трястись, и гаснет свет. После этого включается монолог, как голос Бога, разговаривающий о самых важных вещах. Затем свет начинает мигать, и звучат голоса людей рассказывающих свои разные истории , направленные на разные триггерные точки. Поле этого происходит некое примирение с реальностью и после эмоционального катарсиса, под музыку открываются двери. Люди выходят вод впечатлением от спектакля, эмоционально изменившись в эти 15-20 минут.

14. Владислав Лобко, Александра Петрова, Москва, Санкт-Петербург / «Мираж восьмой высотки»
Мимолетность времени, путь от рождения до смерти, вечная изменчивость человека, города и мира — все это мы воплотили в проекте-мираже, который может на миг появиться в поле Никола-Ленивца, а после навсегда исчезнуть. Города растут, возможно, когда-то и Никола-Ленивец станет частью большого города. Конструктивный элемент арт-объекта — строительные леса. Процесс поэтапного возведения башни вокруг ротонды представляет собой установку ярусов строительных лесов, скрепленных друг с другом. Для постановки второго и третьего яруса башни используются легкие стальные балки. Стоит отметить, что конструкции лесов никак не взаимодействуют с конструкцией ротонды. Последним этапом является “укутывание” башни в фасадную сетку, которая крепится к лесам. Днем образ башни будет встречать и манить к себе гостей парка Никола-Ленивец, а “исчезновение” ротонды будет вызывать недоумение и интерес. В ночное время суток башня подсвечивается изнутри с помощью установленных на разных уровнях источников света.
