
HOMOLUDENS*
Привет! На связи Николай Трофименков. Мне захотелось придумать объект, с которым можно постоянно взаимодействовать, но при этом он был бы нефункциональным в повседневной жизни. Мне показалось, что такому запросу в полной мере отвечает любая игрушка. Я стал вспоминать детство и связанные с ним игровые предметы: пластмассовые машинки, резиновые динозавры, самодельные деревянные объекты. Среди всех игрушек наиболее яркие воспоминания сохранились о конструкторах. Я увлекался сборкой как классических Lego с большим количеством деталей, так и довольно простых и красивых Bionicle. Обычно я собирал конструктор целиком по инструкции один раз и через несколько часов разбирал. Из деталей от разных наборов я конструировал абсолютно новых коллажных «чудовищ». Этот хаотичный процесс фантазирования казался мне гораздо интереснее последовательного выполнения шагов по инструкции с предсказуемым результатом в конце.
Так детские воспоминания натолкнули меня на мысль сделать собственный конструктор для архитекторов – минималистичный и абстрактный – чтобы с одной стороны конструктор ограничивал играющего модульными размерами деталей и их количеством, но с другой давал безграничное пространство для творчества.
При изготовлении первым делом нужно было определиться с формой и размерами деталей, а также их количеством. Для этого я вырезал пробные элементы из оранжевого пеноплекса, знакомого всем студентам архитектурных вузов как расходный материал для макетов. По результатам макетирования опциональными показались квадратные и прямоугольные сечения 30х30мм и 30х50мм, длина 100-200мм и количество около 50 штук.

Самым важным и длительным этапом для меня стал выбор материала. Наиболее очевидным и простым вариантом было дерево. Но это казалось слишком легким и заурядным решением. Следующим кандидатом стали профили из нержавейки. Фактура материала казалась более подходящей, хотя смущала гладкость поверхности. Тогда я подумал взять на Авито полежавшего металла с разной степенью коррозии. Но и эта мысль была отброшена, так как ржавчина оставалась бы на руках, и мне не понравилась пустотелость деталей прямоугольного профиля. На тот момент я остановил свои поиски на бетоне – мне показалось уместной фактура и вес материала для конструктора.
Через некоторое время, прийдя в офис на работу, мой взгляд задержался на образцах фасадного камня. Я понял, что более подходящего материала мне не найти. Выбор пал на серо-зеленоватый пироксенит, которого на данный момент полно на стройке объекта на Петроградской. Я договорился набрать ненужных обрезков камня на стройплощадке. Там же были напилены все детали конструктора с помощью болгарки с алмазным диском. Поверхность деталей получилась приятной на ощупь – слегка шероховатой. Каждый отдельный элемент конструктора обладает приятной увесистостью, что позволяет собирать устойчивые объекты. Получив два ведра нарезанного камня, я отправился на дачу отмывать детали от пыли и пробовать собирать конструктор.
Через некоторое время, прийдя в офис на работу, мой взгляд задержался на образцах фасадного камня. Я понял, что более подходящего материала мне не найти. Выбор пал на серо-зеленоватый пироксенит, которого на данный момент полно на стройке объекта на Петроградской. Я договорился набрать ненужных обрезков камня на стройплощадке. Там же были напилены все детали конструктора с помощью болгарки с алмазным диском. Поверхность деталей получилась приятной на ощупь – слегка шероховатой. Каждый отдельный элемент конструктора обладает приятной увесистостью, что позволяет собирать устойчивые объекты. Получив два ведра нарезанного камня, я отправился на дачу отмывать детали от пыли и пробовать собирать конструктор.

Первым, что у меня получилось собрать, был импровизированный трёхъярусный Стоунхендж с кривым кругом в плане. Затем я собрал объект с хаотичной композицией из категории «очень интересно, но ничего не понятно». В следующем объекте случайно получилось отдать дань уважения чилийским архитекторам Pezo von Ellrichshausen и собрать карикатуру на один из их проектов. Опробовав стоечно-балочную конструкцию и убедившись в ее прочности, мне стало интересно насколько длинную консоль выдержит конструктор. Я попробовал использовать конструктивные принципы доугуна (китайская система подкровельных кронштейнов). Вышла несколько странная капитель с довольно ощутимой в масштабе конструктора консолью.


При создании конструктора меня наиболее увлек подбор материала. Детали получились приятные на ощупь и красивые по текстуре. В зависимости от погоды камень меняет температуру, от приятно теплого до прохладного. Во время транспортировки набора я понял, что немного переборщил с "приятной" увесистостью – общая масса конструктора получилась около 20 кг. Кажется, что после длительной игры можно немного прокачать физическую форму. В процессе создания и при сборке у меня было приятное чувство ностальгии по детству. Также меня не покидала мысль, что как архитектор я до сих пор играю в конструктор, поменялись только масштаб, количество, форма и сложность сборки.
Homoludens*– (с лат. – «Человек играющий») – концепция и одноименный трактат нидерландского историка и культуролога Й. Хейзанга, в котором человеческая деятельность и культура описываются как игра.
Homoludens*– (с лат. – «Человек играющий») – концепция и одноименный трактат нидерландского историка и культуролога Й. Хейзанга, в котором человеческая деятельность и культура описываются как игра.