Автор: Разгулова Анна, архитектор, основатель Dva Kvadrata Studio, автор telegram-канала «Сказ про Dva Kvadrata»
Как может пространство влиять на человека? Может ли архитектура быть терапевтичной?
Maggie’s Centres — сеть центров поддержки онкобольных, созданная по идее Мэгги Кесвик Дженкс. Эти здания спроектированы так, чтобы окружение стало частью процесса выздоровления: свет, тепло, природные виды, домашняя атмосфера и заботливые профессионалы помогают пациентам сохранить радость жизни. Фонд Maggie’s привлек к проектированию ведущих архитекторов, включая Фрэнка Гери, Нормана Фостера и Заху Хадид. Каждый центр уникален, но сохраняет ключевые принципы.
О 15-ти таких центрах читайте в первой части статьи по ссылке
Maggie’s Centres — сеть центров поддержки онкобольных, созданная по идее Мэгги Кесвик Дженкс. Эти здания спроектированы так, чтобы окружение стало частью процесса выздоровления: свет, тепло, природные виды, домашняя атмосфера и заботливые профессионалы помогают пациентам сохранить радость жизни. Фонд Maggie’s привлек к проектированию ведущих архитекторов, включая Фрэнка Гери, Нормана Фостера и Заху Хадид. Каждый центр уникален, но сохраняет ключевые принципы.
О 15-ти таких центрах читайте в первой части статьи по ссылке
16.
Томас Хезервик / Heatherwick
Йоркшир, Великобритания.
Три грибовидных объема, установленных на наклонном участке, вмещают комнаты для консультаций внутри своих «стволов». Вокруг них под изогнутыми деревянными жабрами разворачиваются общественные зоны, включая кухню, гостиную и тренажерный зал. Каркас здания изготовлен из ели, полученной из экологически чистых источников, и был построен из сборных деталей. Застекленные внешние стены выходят на сады, заполненные деревьями.
Ландшафтные дизайнеры Балстон Агиус создали схему посадки, в которой используются виды, характерные для лесов Йоркшира. Вечнозеленые деревья и кустарники обеспечат цвет даже зимой. Растения растут в плетеных горшках и выстраиваются вдоль стен до антресоли, а полки встроены в стены и лестницу, на которые посетители центра смогут добавлять свои собственные предметы, чтобы чувствовать себя как дома. Студия Heatherwick также спроектировала для Maggie's Centre два стола из пробки и бука с подиумами, повторяющими изогнутую форму деревянных ребер.
Ландшафтные дизайнеры Балстон Агиус создали схему посадки, в которой используются виды, характерные для лесов Йоркшира. Вечнозеленые деревья и кустарники обеспечат цвет даже зимой. Растения растут в плетеных горшках и выстраиваются вдоль стен до антресоли, а полки встроены в стены и лестницу, на которые посетители центра смогут добавлять свои собственные предметы, чтобы чувствовать себя как дома. Студия Heatherwick также спроектировала для Maggie's Centre два стола из пробки и бука с подиумами, повторяющими изогнутую форму деревянных ребер.





17.
Ab Rogers Design
Центр Мэгги для Королевской онкологической больницы Марсдена.
Саттон, Великобритания.
Центр в Саттоне, Англия, состоит из четырех соединенных между собой объемов с большими застекленными фасадами, облицованных глазурованной красной терракотой и окруженных садом, спроектированным Питом Удольфом. Внутри ярко-красный цвет продолжается на лестницах и кухонном острове.
«Веря в чувственную и психологическую силу цвета, мы раскрасили окружающие помещения в соответствии с функциями и видами деятельности, которые в них проводятся» - гостиная с плюшевыми диванами оформлена в зеленом цвете, с геометрическим ковром от креативного консультанта Blue Farrier. Цветовые акценты в виде стен и архитектурных элементов компенсируются прочной мебелью из орехового дерева, включая входную дверь. Каждая дверная ручка в торговом центре Maggie's Centre вырезана вручную и уникальна.
Комнаты расходятся веером от центрального двухсветного пространства. Отдельные помещения для консультирования и терапии имеют световые люки, которые пропускают естественный свет, обеспечивая пользователям конфиденциальность.
«Веря в чувственную и психологическую силу цвета, мы раскрасили окружающие помещения в соответствии с функциями и видами деятельности, которые в них проводятся» - гостиная с плюшевыми диванами оформлена в зеленом цвете, с геометрическим ковром от креативного консультанта Blue Farrier. Цветовые акценты в виде стен и архитектурных элементов компенсируются прочной мебелью из орехового дерева, включая входную дверь. Каждая дверная ручка в торговом центре Maggie's Centre вырезана вручную и уникальна.
Комнаты расходятся веером от центрального двухсветного пространства. Отдельные помещения для консультирования и терапии имеют световые люки, которые пропускают естественный свет, обеспечивая пользователям конфиденциальность.





18.
CZWG / Piers Gough.
Ноттингем, Великбритания.
2011.
Двухэтажное здание CZWG «парит» над землей на полуподвале, и к нему можно попасть по широкому мосту сверху по склону. Стены здания представляют собой четыре взаимосвязанных овальных плоскости, приподнятые над землей и облицованные зеленой глазурованной плиткой.



19.
Reich and Hall
Monklands General Hospital, Великобритания.
2014.
По своей сути дизайн Maggie's Lanarkshire представляет собой связанную последовательность внешних комнат – «замкнутых садов», – пронизывающих невысокое здание, которое, в свою очередь, выступает посредником и связующим звеном между этими источниками света и воздуха. Сад — это цивилизованное место, возделанное место. Слово paradise вошло в английский язык от французского paradis, унаследованного от латинского paradisus, от греческого parádeisos и, в конечном счете, от древнеперсидского корня pairi.daêza. Буквальное значение слова paradise — «огороженное ограждение» от pairi- «вокруг» и -diz «создавать стену». Ранние садовые ограждения представляли собой просто плетеные заборы. Кирпичные стены узорчатой кладки подхватывают эти идеи рая, ограждения и забора.
План здания пронизан четырьмя небольшими крытыми дворами. Два центральных двора в самом сердце здания оживлены двумя полированными золотыми перфорированными металлическими световыми ловцами. Они парят над двумя центральными дворами, отражая солнечный свет.
План здания пронизан четырьмя небольшими крытыми дворами. Два центральных двора в самом сердце здания оживлены двумя полированными золотыми перфорированными металлическими световыми ловцами. Они парят над двумя центральными дворами, отражая солнечный свет.







20.
AL_A / Amanda Levete
Southampton, Великобритания.
Maggie's Southampton — это невысокий павильон, скрытый на парковке больницы Southampton General Hospital среди зеленого сада, который занимает три четверти территории центра. «Мы хотели, чтобы все увидели сад, а не еще одно здание, мы спланировали здание так, как будто не существует различия между внутренним и внешним пространством, мы хотели, чтобы интерьер находился в постоянном диалоге с садом».
Maggie's Southampton был построен для поддержки специализированного онкологического отделения больницы. Он одноэтажный и имеет план в форме вертушки, включающий четыре пространства, исходящие из центральной точки. Как и во всех центрах Maggie's, в самом сердце здания находится общая кухня и обеденный стол. Он освещается круглым световым люком, который является единственным изогнутым элементом во всем здании.
Четыре зоны определяются четырьмя «стенами-лезвиями», которые простираются от здания наружу и также свободно делят сад на отдельные участки. Каждая из этих стен была построена из керамических блоков пастельных тонов, выбранных для придания им землистой эстетики, которая выглядит так, будто они «выросли из почвы сада». Параллельно четырем стенам, облицованным керамикой, идут четыре прямолинейных бокса. Внутри - частные комнаты центра, которые предлагают посетителям центра как акустическую, так и визуальную конфиденциальность. По словам AL_A, это «единственные узнаваемые формы зданий» снаружи, поэтому они были покрыты светоотражающими поверхностями из нержавеющей стали, чтобы лучше вписаться в сад. Однако вместо использования плоских зеркал на поверхности каждого элемента из нержавеющей стали имеются неровности, создающие искаженные, импрессионистские отражения.
Maggie's Southampton был построен для поддержки специализированного онкологического отделения больницы. Он одноэтажный и имеет план в форме вертушки, включающий четыре пространства, исходящие из центральной точки. Как и во всех центрах Maggie's, в самом сердце здания находится общая кухня и обеденный стол. Он освещается круглым световым люком, который является единственным изогнутым элементом во всем здании.
Четыре зоны определяются четырьмя «стенами-лезвиями», которые простираются от здания наружу и также свободно делят сад на отдельные участки. Каждая из этих стен была построена из керамических блоков пастельных тонов, выбранных для придания им землистой эстетики, которая выглядит так, будто они «выросли из почвы сада». Параллельно четырем стенам, облицованным керамикой, идут четыре прямолинейных бокса. Внутри - частные комнаты центра, которые предлагают посетителям центра как акустическую, так и визуальную конфиденциальность. По словам AL_A, это «единственные узнаваемые формы зданий» снаружи, поэтому они были покрыты светоотражающими поверхностями из нержавеющей стали, чтобы лучше вписаться в сад. Однако вместо использования плоских зеркал на поверхности каждого элемента из нержавеющей стали имеются неровности, создающие искаженные, импрессионистские отражения.





21.
MacCormac Jamieson Prichard
Онкологический центр Мэгги больницы Челтнема
Maggies Cotswolds, Челтнем, Глостершир, Великобритания.
2009.
Манипуляция масштабом при реконструкции памятника архитектуры успешно создала интимную и домашнюю обстановку внутри того, что на самом деле является очень социальным пространством. Само здание с использованием зеркал и визуальных иллюзий разворачивается, открывая внутренние виды, которые одновременно сложны и многослойны.


22.
Page and Park
Maggie’s Highlands
Глазго, Шотландия, Великобритания.
2005.
Это круглое скульптурное здание с невероятно эффектной крышей из зеленой меди. Здание и окружающий его сад были спроектированы одновременно Дэвидом Пейджем, который руководил строительством, и соучредителем Чарльзом Дженксом, который руководил садом.
Их вдохновением послужил митоз или деление клеток, а также воплощение жизни, которую они олицетворяют: «клетка — это единица жизни: динамичная, по-настоящему захватывающая, фабрика самой жизни, пришло время отдать дань уважения клетке».
Пространство и форма перетекают через спираль здания и сада, а синергия между ними разрушает барьеры и создает атмосферу тепла и безопасности. В саду преобладают спиральные формы: травянистые насыпи и гравийные формы отражают и дополняют форму здания. Границы между ландшафтом и архитектурой размываются и разрушаются, поскольку спирали времени и клеточного митоза повсюду сливаются и отражают друг друга.
«В Maggie's Highlands мы разработали дизайн, который стремится представить различные стадии деления клеток, или митоза клеток. Два поросших травой холма со спиральными дорожками из белого гравия выходят из одной спирали, здания. Вспышки травы и гравия между двумя холмами символизируют клеточную коммуникацию. Как объясняет Чарльз Дженкс, «Эти постоянные сигналы и гармония между ними — то, что поддерживает здоровье и равновесие тела».
Здание задумано как инверсия одного из курганов, с его собственной спиральной внешней оболочкой, покрытой зеленой предварительно патинированной медью. В связующей теме клеточного митоза здание представляет анафазу деления клеток, а курганы — телофазу. Эти спиральные формы отражаются в интерьере здания с его изогнутыми стенами и открытой планировкой, которую можно гибко разделить с помощью изогнутых раздвижных экранов.
Их вдохновением послужил митоз или деление клеток, а также воплощение жизни, которую они олицетворяют: «клетка — это единица жизни: динамичная, по-настоящему захватывающая, фабрика самой жизни, пришло время отдать дань уважения клетке».
Пространство и форма перетекают через спираль здания и сада, а синергия между ними разрушает барьеры и создает атмосферу тепла и безопасности. В саду преобладают спиральные формы: травянистые насыпи и гравийные формы отражают и дополняют форму здания. Границы между ландшафтом и архитектурой размываются и разрушаются, поскольку спирали времени и клеточного митоза повсюду сливаются и отражают друг друга.
«В Maggie's Highlands мы разработали дизайн, который стремится представить различные стадии деления клеток, или митоза клеток. Два поросших травой холма со спиральными дорожками из белого гравия выходят из одной спирали, здания. Вспышки травы и гравия между двумя холмами символизируют клеточную коммуникацию. Как объясняет Чарльз Дженкс, «Эти постоянные сигналы и гармония между ними — то, что поддерживает здоровье и равновесие тела».
Здание задумано как инверсия одного из курганов, с его собственной спиральной внешней оболочкой, покрытой зеленой предварительно патинированной медью. В связующей теме клеточного митоза здание представляет анафазу деления клеток, а курганы — телофазу. Эти спиральные формы отражаются в интерьере здания с его изогнутыми стенами и открытой планировкой, которую можно гибко разделить с помощью изогнутых раздвижных экранов.



23.
Stephen Marshall Architect
Northampton General Hospital UK.
Проект представляет собой условный «плавающий» зонт с полностью застекленными внешними стенами, открывающими максимальный вид на сад. Крыша покрыта перфорированными белыми панелями, которые перекрывают остекление легким узором. Здание стоит на поддоне, обеспечивающем места для сидения на открытом воздухе и расширяется, образуя два бассейна и экран.

24.
Jamie Fobert Architects
Онкологический центр в университетской больнице Ковентри и Уорикшира.
Новое здание будет частично встроено в холм. Система медленных лестниц и пандусов, встроенных в дикий сад, незаметно отдаляет посетителя от атмосферы улицы и больницы. Внутренние помещения теплые и гостеприимные, полные света и открытого пространства, с большими окнами, обрамляющими вид на сад и заповедник. Решетчатая структура потолков дополняет геометрию здания и отсылает к истории ткачества в Ковентри.




25.
Dow Jones Architects
Кардифф, Уэльс, Великбритания.
Dow Jones Architects спроектировала временное здание для благотворительной организации Maggie's, со скатными крышами, полностью облицованными гофрированной атмосферостойкой сталью, что создает впечатление, что здание представляет собой единую абстрактную форму. Архитектурная студия спроектировала Maggie's Cardiff так, чтобы он был «таким же, как обычный Maggie's Centre, но меньше, быстрее и дешевле».
Ожидается, что временный Центр Мэгги в онкологическом центре Велиндре проработает 10 лет, но может остаться и на неопределенный срок. Строительство было завершено всего за 16 месяцев, а его стоимость составила около трети предлагаемого бюджета на постоянное здание. Сердцем центра является общественная зона с высоким потолком, освещенная дневным светом, который проникает через большие световые люки. Пространство называется "cwtch" в честь небольших, интимных комнат, которые можно найти в типичных валлийских домах.
Ожидается, что временный Центр Мэгги в онкологическом центре Велиндре проработает 10 лет, но может остаться и на неопределенный срок. Строительство было завершено всего за 16 месяцев, а его стоимость составила около трети предлагаемого бюджета на постоянное здание. Сердцем центра является общественная зона с высоким потолком, освещенная дневным светом, который проникает через большие световые люки. Пространство называется "cwtch" в честь небольших, интимных комнат, которые можно найти в типичных валлийских домах.







26.
Cosmos More + Nikken Sekkei
Токио, Япония.
Maggie's Tokyo — это временное здание с договором аренды до 2022 года, спроектированное так, чтобы максимально соответствовать концепции британского Maggie's Centre. На участке площадью около 400 кв. м параллельно друг другу выстроены два прямоугольных одноэтажных здания площадью около 80 кв. м каждое; от въезда на участок главное здание находится слева, а пристройка — справа. Главное здание было построено на пожертвования из первоначального бюджета. Из-за небольшого бюджета архитекторы остановились на сборной стальной конструкции; чтобы создать ощущение единства между двумя зданиями, спроектированными разными архитекторами (проект главного здания - Cosmos More; проектирование пристройки - Такеюки Кацуя + Юки Хираи/Nikken Sekkei), цвет стальной крыши главного здания и внешней отделки пристройки был сделан одинаковым. Кроме того, два здания соединяет деревянная дорожка, создающая ощущение пространственного единства. По обе стороны коридора разбиты симпатичные небольшие сады, которые можно осмотреть в любое время из обоих зданий, что создает открытое и воздушное внутреннее пространство.


27.
EMBT
Сан-Пау, Испания.
Расположенный на территории больницы Сан-Пау, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании, центр Калида Сан-Пау является первым зданием, созданным благотворительной организацией Maggie's Centres в континентальной Европе. Здание отличается фасадами из красного кирпича, украшенными керамической плиткой в форме пчелиных сот, которую EMBT спроектировала для дополнения декоративной кирпичной больницы. «Весь проект был вдохновлен богатством материалов, фактур, цветов, геометрий, рисунков и зелени оригинального больничного комплекса. Масштаб здания, дизайн фасадов и сада устанавливают уважительный диалог с этой выдающейся средой».




28.
Marlies Rohmer Architecture & Urbanism
Гронинген, Амстердам, Нидерланды.
2024.
Материковый филиал Maggie’s; для своего проекта Ромер посетила несколько центров Maggie's и перенесла их основные компоненты в Гронинген: взаимодействие комнат разного размера и уровня уединения, которые почти всегда обеспечивают прямую связь с внешним пространством, открытая кухня в качестве центральной комнаты и пространственная структура без коридоров.
На прозрачном северном фасаде с террасами использованы темно-коричневый анодированный алюминий и панорамные стеклянные панели. Три преимущественно закрытых фасада состоят из сборных бетонных элементов, в которые выложен узор из длинных и коротких кирпичей разных цветов. Он призван продемонстрировать в весьма абстрактной форме вариации самой известной в мире азбуки Морзе: трижды короткую, трижды длинную, трижды короткую. Также: SOS, Спасите наши души.
На прозрачном северном фасаде с террасами использованы темно-коричневый анодированный алюминий и панорамные стеклянные панели. Три преимущественно закрытых фасада состоят из сборных бетонных элементов, в которые выложен узор из длинных и коротких кирпичей разных цветов. Он призван продемонстрировать в весьма абстрактной форме вариации самой известной в мире азбуки Морзе: трижды короткую, трижды длинную, трижды короткую. Также: SOS, Спасите наши души.





29.
Ark-shelter + ARCHEKTA
Онкологический центр «Теплое гнездо».
Knokke-Heist, Бельгия.
2021.
Ark-shelter + ARCHEKTA были вдохновлены философией Maggie’s Care и создали это первое учреждение такого формата в Бельгии на основе применения принципов UX к процессу проектирования и понимания человека с биологической и нейробиологической точки зрения. В проекте - поиск способа спроектировать своего рода «пространства для здоровья мозга». Кто я как пользователь этого пространства, и каковы мои физические, физиологические, психологические и социальные потребности?
Задача состояла в том, чтобы создать пространство, которое допускает все эти различные эмоциональные точки соприкосновения в этом путешествии для пациентов, а также их близких. Концепция была вокруг идеи «теплого гнезда», гостеприимного пространства для встреч, не навязчивого и не инвазивного. Сосредоточение на времени для размышлений, расслабления, восстановления сил, встречи с близкими и начала пути к выздоровлению.
У этого проекта важно выделить тему устойчивости. Устойчивость заключается в осознанных решениях, которые не оказывают отрицательного влияния на будущие поколения. Здания влияют на нас, как в лучшую, так и в худшую сторону. В определенных местах у человека будет немного более высокая частота сердечных сокращений и повышенный уровень кортизола или дофамина. Ключ к этому зданию — понимание истинной устойчивости. Строительство здания, которое не оказывает негативного воздействия и даже может быть восстанавливающим, чтобы дать лучшее здоровье будущим пользователям и поколениям. Это действительно устойчивое здание для устойчивости в жизни.
Здание иллюстрирует модульную концепцию от Ark-shelters, из однородных модулей 4 x 6 метров, которые вместе создали строгую и рациональную сетку. Однако, с точки зрения пациента, его движение является плавным и органичным. Общее движение в здании колеблется между двумя полупрозрачными атриумами, которые были созданы путем исключения внутренних модулей этой двенадцатипозиционной сетки. Впоследствии архитекторы переместили эти два модуля на более высокий уровень, что обеспечило новый уровень интимности, и диалог остается теперь только между пациентом и врачом, под открытым небом.
Задача состояла в том, чтобы создать пространство, которое допускает все эти различные эмоциональные точки соприкосновения в этом путешествии для пациентов, а также их близких. Концепция была вокруг идеи «теплого гнезда», гостеприимного пространства для встреч, не навязчивого и не инвазивного. Сосредоточение на времени для размышлений, расслабления, восстановления сил, встречи с близкими и начала пути к выздоровлению.
У этого проекта важно выделить тему устойчивости. Устойчивость заключается в осознанных решениях, которые не оказывают отрицательного влияния на будущие поколения. Здания влияют на нас, как в лучшую, так и в худшую сторону. В определенных местах у человека будет немного более высокая частота сердечных сокращений и повышенный уровень кортизола или дофамина. Ключ к этому зданию — понимание истинной устойчивости. Строительство здания, которое не оказывает негативного воздействия и даже может быть восстанавливающим, чтобы дать лучшее здоровье будущим пользователям и поколениям. Это действительно устойчивое здание для устойчивости в жизни.
Здание иллюстрирует модульную концепцию от Ark-shelters, из однородных модулей 4 x 6 метров, которые вместе создали строгую и рациональную сетку. Однако, с точки зрения пациента, его движение является плавным и органичным. Общее движение в здании колеблется между двумя полупрозрачными атриумами, которые были созданы путем исключения внутренних модулей этой двенадцатипозиционной сетки. Впоследствии архитекторы переместили эти два модуля на более высокий уровень, что обеспечило новый уровень интимности, и диалог остается теперь только между пациентом и врачом, под открытым небом.





Первый центр поддержки больных раком фонда Maggie’s открылся в 1996 в комплексе госпиталя в Эдинбурге: архитектор Ричард Мерфи перестроил для него здание конюшни. С того момента в мире появилось уже 29 подобных центров – по одному центру в год.
«Звездное» имя архитекторов хорошо привлекает к программе внимание благотворителей, что жизненно необходимо: единственный источник финансирования как строительства, так и функционирования Центров Мэгги — пожертвования. Но не только этим объясняется особое внимание к архитектурной стороне всего предприятия: по мнению Дженкса и его коллег, в данном случае даже «слишком» необычный, поражающий воображение проект действует как «архитектурное плацебо», повышая настроение пациента, отвлекая его от тяжелых мыслей. Интересная архитектура, наполненные светом, просторные и в то же время уютные интерьеры положительно влияют на сотрудников, которым гораздо легче заниматься в таком пространстве своим нелегким делом.
Дженкса упрекали в том, что он при создании Центров Мэгги придает слишком большое значение архитектуре: если создать один типовой проект, его реализация обойдется дешевле, чем постоянные эксперименты, сэкономленные средства можно направить на финансирование уже работающих учреждений этой серии. Но, по мнению его коллег, центры не должны превратиться в «медицинские Макдональдсы», вся программа их создания подразумевает внимание к конкретному человеку, индивидуальный подход, отказ от безликого функционализма национальной системы здравоохранения.
Хотя изначально список архитекторов появился благодаря репутации Дженксов в профессии, фонд выбирает каждого архитектора лично и преднамеренно. Любой архитектор может выполнить функциональные элементы задания, но для удовлетворения экзистенциальных потребностей требуется эмоциональный интеллект: как здание позволяет отвлечься, дать надежду и ощущение того, что жизнь все еще стоит того, чтобы жить?
Эффект плацебо - улучшение самочувствия человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Однако архитектура абсолютно человекоцентрична, а следовательно ее положительным влиянием на эмоциональный фон человека можно управлять. Окружающая среда должна этому способствовать, делать акцент на самоопределении и самоконтроле. Исследования давно показали, что отношение к болезни имеет влияние и на процесс лечения, и на его результат.
Если бы эта статья была научным исследованием, следовало бы классифицировать объекты, выделить основные моменты, схемы построения планировок, акценты, доказать, чего в подобной архитектуре больше – авторского желания себя показать или человеческого желания помочь, – но это не научное исследования. Я преследую – или меня преследует, тут как стрелку повернуть, – чисто пользовательский интерес.
Что такое плацебо?
Убежденность, убеждение, вера, надежда, любовь. Надеяться на Бога и самому не плошать? Я бы предпочла надеяться на людей и на нормальную жизнь, иллюстрация которой – такие пространства.
«Звездное» имя архитекторов хорошо привлекает к программе внимание благотворителей, что жизненно необходимо: единственный источник финансирования как строительства, так и функционирования Центров Мэгги — пожертвования. Но не только этим объясняется особое внимание к архитектурной стороне всего предприятия: по мнению Дженкса и его коллег, в данном случае даже «слишком» необычный, поражающий воображение проект действует как «архитектурное плацебо», повышая настроение пациента, отвлекая его от тяжелых мыслей. Интересная архитектура, наполненные светом, просторные и в то же время уютные интерьеры положительно влияют на сотрудников, которым гораздо легче заниматься в таком пространстве своим нелегким делом.
Дженкса упрекали в том, что он при создании Центров Мэгги придает слишком большое значение архитектуре: если создать один типовой проект, его реализация обойдется дешевле, чем постоянные эксперименты, сэкономленные средства можно направить на финансирование уже работающих учреждений этой серии. Но, по мнению его коллег, центры не должны превратиться в «медицинские Макдональдсы», вся программа их создания подразумевает внимание к конкретному человеку, индивидуальный подход, отказ от безликого функционализма национальной системы здравоохранения.
Хотя изначально список архитекторов появился благодаря репутации Дженксов в профессии, фонд выбирает каждого архитектора лично и преднамеренно. Любой архитектор может выполнить функциональные элементы задания, но для удовлетворения экзистенциальных потребностей требуется эмоциональный интеллект: как здание позволяет отвлечься, дать надежду и ощущение того, что жизнь все еще стоит того, чтобы жить?
Эффект плацебо - улучшение самочувствия человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Однако архитектура абсолютно человекоцентрична, а следовательно ее положительным влиянием на эмоциональный фон человека можно управлять. Окружающая среда должна этому способствовать, делать акцент на самоопределении и самоконтроле. Исследования давно показали, что отношение к болезни имеет влияние и на процесс лечения, и на его результат.
Если бы эта статья была научным исследованием, следовало бы классифицировать объекты, выделить основные моменты, схемы построения планировок, акценты, доказать, чего в подобной архитектуре больше – авторского желания себя показать или человеческого желания помочь, – но это не научное исследования. Я преследую – или меня преследует, тут как стрелку повернуть, – чисто пользовательский интерес.
Что такое плацебо?
Убежденность, убеждение, вера, надежда, любовь. Надеяться на Бога и самому не плошать? Я бы предпочла надеяться на людей и на нормальную жизнь, иллюстрация которой – такие пространства.
Кисё Курокава не только архитектор, но и поэт - это стихотворение он посвятил Мэгги Кесвик Дженкс.
A life is a small universe.
A universe is a great life.
We can always communicate with a universe of great life.
A life is a small universe.
A universe is a great life.
We can always communicate with a universe of great life.