
Кадр французского архитектора и архитектурного фотографа Philippe Sarfati.
Источник: psarfati.com
Источник: psarfati.com
Всем привет. Меня зовут Кристина Донис, и я — главный редактор городского журнала девелоперской компании «Брусника», архитектурный пиарщик и автор телеграм-канала «Душевный массинг». Ранее я уже выпускала статью для «Локуса» о том, как писать об архитектурном проекте, где черпать вдохновение и как формировать насмотренность. Сегодня расскажу как, куда и зачем можно дистрибутировать упакованный проект.
В прошлой статье мы разобрались с тем, какие материалы нужно собрать, чтобы выстроить рассказ о вашем проекте. Базово это довольно подробный текст, проиллюстрированный с помощью графики, чертежей и фотографий. Своеобразный лонгрид о проекте, из которого легко понять три вещи — идею, контекст и работу с вызовами. Далее эти материалы можно дистрибутировать несколькими способами, меняя подачу и объём описаний исходя из задач.
P.S. Заголовок этой статьи неслучаен. В одном из интервью японский архитектор Кенго Кума сказал, что в XXI веке люди забыли о совокупности опыта, который важен при восприятии архитектуры. Это запах, текстуры, эффект света и акустика. Все эти сенсоры дают нам совокупное представление об объекте, заставляют почувствовать его на всех уровнях и максимально укрепляют в памяти. По сути эти же уровни восприятия можно использовать и в коммуникации про архитектурный проект. Подумайте об этом.
В прошлой статье мы разобрались с тем, какие материалы нужно собрать, чтобы выстроить рассказ о вашем проекте. Базово это довольно подробный текст, проиллюстрированный с помощью графики, чертежей и фотографий. Своеобразный лонгрид о проекте, из которого легко понять три вещи — идею, контекст и работу с вызовами. Далее эти материалы можно дистрибутировать несколькими способами, меняя подачу и объём описаний исходя из задач.
P.S. Заголовок этой статьи неслучаен. В одном из интервью японский архитектор Кенго Кума сказал, что в XXI веке люди забыли о совокупности опыта, который важен при восприятии архитектуры. Это запах, текстуры, эффект света и акустика. Все эти сенсоры дают нам совокупное представление об объекте, заставляют почувствовать его на всех уровнях и максимально укрепляют в памяти. По сути эти же уровни восприятия можно использовать и в коммуникации про архитектурный проект. Подумайте об этом.
Внутриком
Здесь имею в виду всё, на что вы влияете напрямую: корпоративный или личный сайт, соцсети, блоги, портфолио и другие ресурсы, в которых вы рассказываете о себе или своей компании. Тут вы, вероятно, спросите: «Зачем мы писали длинный текст и собирали разнообразные картинки, если нам нужен всего-навсего пост?». Скажу сразу – в этом суть. Из длинного и полного легко сделать короткое и многосерийное. При этом чем точнее и подробнее ваши исходные материалы, тем проще вам будет трансформировать их в тот или иной жанр – пост, статью на сайте или в блоге, короткие видео и прочее.
Разберёмся на что стоит обратить внимание в каждом конкретном случае.
1. Сайт/блог
Когда аудитория читает о проекте на сайте, она хочет получить максимально полные сведения о нём, узнать то, что скрыто. Страница на сайте должна быть устроена так как будто о проекте рассказывает его автор. Здесь можно использовать наиболее полный пакет материалов. Акцент следует сделать на «кустарных» вещах: рукотворной графике, цитатах архитекторов, внутренних инсайтах. Примеры хороших страниц можно подсмотреть на сайтах бюро. Мне импонируют вот эти: MVRDV, DROM, E2A, XING DESIGN, Atelier XI.
Что касается рукотворной графики, то великолепные примеры можно найти на Divisare в рубрике «Блокнот архитектора». Тут размещены статьи о проектах и иллюстрирующие их скетчи/чертежи. Вот, например, материалы о средней школе в Китае от бюро TAO или жилые дома на нескольких хозяев в Испании от Atelier Atlantico. Обратите внимание на разнообразие и последовательность иллюстраций: от идеи к реализации. В скетчах нет равных сеульскому бюро Moon Hoon. Наслаждайтесь.
Разберёмся на что стоит обратить внимание в каждом конкретном случае.
1. Сайт/блог
Когда аудитория читает о проекте на сайте, она хочет получить максимально полные сведения о нём, узнать то, что скрыто. Страница на сайте должна быть устроена так как будто о проекте рассказывает его автор. Здесь можно использовать наиболее полный пакет материалов. Акцент следует сделать на «кустарных» вещах: рукотворной графике, цитатах архитекторов, внутренних инсайтах. Примеры хороших страниц можно подсмотреть на сайтах бюро. Мне импонируют вот эти: MVRDV, DROM, E2A, XING DESIGN, Atelier XI.
Что касается рукотворной графики, то великолепные примеры можно найти на Divisare в рубрике «Блокнот архитектора». Тут размещены статьи о проектах и иллюстрирующие их скетчи/чертежи. Вот, например, материалы о средней школе в Китае от бюро TAO или жилые дома на нескольких хозяев в Испании от Atelier Atlantico. Обратите внимание на разнообразие и последовательность иллюстраций: от идеи к реализации. В скетчах нет равных сеульскому бюро Moon Hoon. Наслаждайтесь.






Средняя школа в Китае, Trace Architecture office (TAO)
Источник: divisare.com
Источник: divisare.com



Жилые дома в Испании, Atelier Atlantico
Источник: divisare.com
Источник: divisare.com





Скетчи от сеульского бюро Moon Hoon
Источник: moonhoon.com
Источник: moonhoon.com
2. Портфолио/презентация
Продвигайтесь от общего к частному, раскрывая проект в логике смотрящего на него человека: сначала общий ракурс, затем восприятие с человеческого роста и далее детали. Старайтесь уложить весь сторителлинг в 10-15 слайдов, обязательно сшейте их в универсальный и читаемый формат типа pdf. Не забудьте проверить вес файла и придумать ему корректное название. Добротные презентации об архитектурных проектах можно подсмотреть на «Софт Культуре». Классный пример портфолио архитектора из Ирана тут. А на сайте немецкого бюро Nöfer Ar chitek ten каждый проект упакован в одностраничный pdf — удобно.
Продвигайтесь от общего к частному, раскрывая проект в логике смотрящего на него человека: сначала общий ракурс, затем восприятие с человеческого роста и далее детали. Старайтесь уложить весь сторителлинг в 10-15 слайдов, обязательно сшейте их в универсальный и читаемый формат типа pdf. Не забудьте проверить вес файла и придумать ему корректное название. Добротные презентации об архитектурных проектах можно подсмотреть на «Софт Культуре». Классный пример портфолио архитектора из Ирана тут. А на сайте немецкого бюро Nöfer Ar chitek ten каждый проект упакован в одностраничный pdf — удобно.

Коллекция портфолио «Софт Культуры»
3. Пост/короткое видео
В этом жанре важно следовать правилу: одна идея – одно проявление. Не нужно рассказывать обо всем сразу, подсвечивайте особенности проекта поэтапно. Это сделает выходы многосерийными и даст читателю/зрителю разнообразное видение проекта. Вторая стратегия — показываем все проекты в зачатке (идея, разработка, креатив, графика) и далее в реализации. Ловим эффект «ожидание – реальность». Плюсом добавляем уникальные айтемы: придумали, поразмышляли, увидели классное — сообщили миру. Из референсов нравятся страницы KAAN Architecten, С.F. Moller Architects и Petitdidierprioux Architectes в запрещённой соцсети. Если брать примеры российских бюро, то это бюро WALL: к примеру, так выглядит их телеграм-канал. Не совсем в духе ресурса, но эстетично и минималистично. Абсолютное жанровое разнообразие и внеотраслевой подход можно найти в телеграм-канале, который и так все знают — бюро Megabudka.
В этом жанре важно следовать правилу: одна идея – одно проявление. Не нужно рассказывать обо всем сразу, подсвечивайте особенности проекта поэтапно. Это сделает выходы многосерийными и даст читателю/зрителю разнообразное видение проекта. Вторая стратегия — показываем все проекты в зачатке (идея, разработка, креатив, графика) и далее в реализации. Ловим эффект «ожидание – реальность». Плюсом добавляем уникальные айтемы: придумали, поразмышляли, увидели классное — сообщили миру. Из референсов нравятся страницы KAAN Architecten, С.F. Moller Architects и Petitdidierprioux Architectes в запрещённой соцсети. Если брать примеры российских бюро, то это бюро WALL: к примеру, так выглядит их телеграм-канал. Не совсем в духе ресурса, но эстетично и минималистично. Абсолютное жанровое разнообразие и внеотраслевой подход можно найти в телеграм-канале, который и так все знают — бюро Megabudka.
Медиа
После того как мы разобрались с внутренним контуром коммуникаций, идём вовне. Здесь фокусируемся, прежде всего, на широком круге ресурсов, доступных бесплатно или за оптимальный бюджет.
Первая группа — архитектурные соцсети. В основном это европейские или международные ресурсы, куда можно самостоятельно выложить проект с описанием, разумеется, на английском языке, картинками и кредитсами (объёмные показатели, команда, этапы, материалы и прочее). Среди соцсетей с хорошим интерфейсом, просмотрами и виральностью, можно выделить следующие: Architizer, Archilovers, Archinect, Archello (работает с vpn). Выкладывать можно проекты любого масштаба, но я рекомендую размещать наиболее интересные и проработанные: либо это должен быть реализованный проект с качественной фото- и видеосъёмкой либо концепция с высокоточной графикой и сильной идеей. Относительно концепций плюсом будет экологический флёр, устойчивые решения, инновации в инженерии, социальный подтекст и подобные тренды. Размещение в профессиональных соцсетях может быть полезно в двух случаях: первый — при выходе на зарубежные конкурсы (можно ссылаться на ваши страницы здесь, особенно, если сайт не адаптирован на англоязычную аудиторию); второй — для поиска коллабораций, поставщиков, партнёров и заказчиков за рубежом, нетворкинга.
Первая группа — архитектурные соцсети. В основном это европейские или международные ресурсы, куда можно самостоятельно выложить проект с описанием, разумеется, на английском языке, картинками и кредитсами (объёмные показатели, команда, этапы, материалы и прочее). Среди соцсетей с хорошим интерфейсом, просмотрами и виральностью, можно выделить следующие: Architizer, Archilovers, Archinect, Archello (работает с vpn). Выкладывать можно проекты любого масштаба, но я рекомендую размещать наиболее интересные и проработанные: либо это должен быть реализованный проект с качественной фото- и видеосъёмкой либо концепция с высокоточной графикой и сильной идеей. Относительно концепций плюсом будет экологический флёр, устойчивые решения, инновации в инженерии, социальный подтекст и подобные тренды. Размещение в профессиональных соцсетях может быть полезно в двух случаях: первый — при выходе на зарубежные конкурсы (можно ссылаться на ваши страницы здесь, особенно, если сайт не адаптирован на англоязычную аудиторию); второй — для поиска коллабораций, поставщиков, партнёров и заказчиков за рубежом, нетворкинга.

Главная страница Architizer
Вторая группа — сайты-каталоги. Это ресурсы, куда можно отправить проект со всеми материалами, чтобы редакция добавила его в каталог или, как в случае с соцсетями, разместить самостоятельно через личный аккаунт. Из зарубежных это американские Dwell и World Architecture. Dwell (судя по названию и представленным проектам) больше сфокусирован на частном жилье: здесь зайдут коттеджи, виллы и апартаменты. World Architecture специализируется на более высотной и плотной архитектуре и амбициозных вау-проектах. На сайте есть платная подписка для членов сообщества и бесплатная версия с ограниченным функционалом. Самый известный российский каталог – Архи.ру. Подать проект может любой архитектор или бюро, просто прислав запрос по электронной почте. Куратор каталога попросит заполнить анкету по форме, после чего разместит ваш проект.

Страница с предложенными проектами на Архи.ру
Третья группа — архитектурные СМИ. Сразу скажу — в этом материале мы не берём во внимание платные размещения, смотрим только те источники, которые широко доступны для архитектурного сообщества в России на текущий момент. Среди полномасштабных медиа про архитектуру стоит обратить внимание на европейский Archiscene, международный Re-thinking the future (от создателей одноименной премии), китайский Design Verse, российские Проект Россия и Архи.ру. Среди ландшафтных медиа лидируют китайские hhlloo, moool и goood, а также российский журнал Экоурбанист, среди интерьерных — российские Design Mate и Interior+Design.

Главная страница Archiscene
На всех этих сайтах реально разместить свой проект, написав письмо в редакцию (смотрите контакты) или предложив материал по установленной форме в разделе типа “submit project”. Однако работая с полноценным медиа стоит помнить про уникальность предлагаемого контента: имеет смысл сделать рерайт основного текста и выверить иллюстрации, показав только самые выразительные. Обратите внимание на опубликованные проекты, проанализируйте то, как они выглядят, подумайте почему редакторы акцептовали именно их. Попробуйте приблизить свой проект к размещённым по уровню подачи и качеству материалов.
Отдельно скажу про ArchDaily. Все архитекторы, конечно, хотят именно на этот сайт. С 2024 года редакция возобновила приём проектов, разработанных авторами из России. Разумеется, уровень предложенного проекта должен быть высоким и конкурентным. Желательно, чтобы это был проект, ранее опубликованный на ключевых ресурсах в стране присутствия и получивший престижные архитектурные премии. В этом случае шансы на публикацию кратно возрастают. Предложить проект легко в соответствующем разделе.
Отдельно скажу про ArchDaily. Все архитекторы, конечно, хотят именно на этот сайт. С 2024 года редакция возобновила приём проектов, разработанных авторами из России. Разумеется, уровень предложенного проекта должен быть высоким и конкурентным. Желательно, чтобы это был проект, ранее опубликованный на ключевых ресурсах в стране присутствия и получивший престижные архитектурные премии. В этом случае шансы на публикацию кратно возрастают. Предложить проект легко в соответствующем разделе.
Конкурсная повестка
Премии и конкурсы — следующий этап представленности архитектурного, ландшафтного или дизайн-проекта. При подготовке конкурсной заявки вам понадобится весь пакет материалов о проекте. И хорошо, если он был собран заранее, тогда заполнить заявку не составит труда. Обычно каждая премия регламентирует конкурсную анкету в индивидуальном порядке, а также предъявляет особые требования к графическим материалам, объёму текста и презентации. Всё это можно узнать, изучая конкурсные регламенты и правила участия. В целом все околоархитектурные, архитектурные, ландшафтные и дизайн-премии можно сегментировать по двум критериям: по масштабу — российские (региональные и федеральные) и международные; по способу финансирования — бесплатные и платные (требуется оплата взноса участника).
По подаче заявок на премии и конкурсы следует руководствоваться несколькими правилами.
По подаче заявок на премии и конкурсы следует руководствоваться несколькими правилами.
- Выбирать масштаб конкурса соразмерно масштабу проекта. Если проект носит региональный характер, то лучше для начала освоить местные архитектурные премии. Если проект уже зарекомендовал себя в регионе и его знают за его пределами, то можно пробовать федеральные конкурсы. И затем приближаться к международным премиям.
- Перед подачей заявки на конкурс обязательно проанализируйте проекты-победители прошлых лет, чтобы оценить свои шансы на номинирование. Если премия слишком конкурентная, а в участниках много похожих проектов, то лучше воздержаться и выбрать другую.
- Внимательно изучайте предложенные номинации. Обычно более простые категории, такие как жилая недвижимость, общественные пространства, коммерческая недвижимость, перенасыщены предложением, особенно концепциями. Соответственно, шансы на победу в них ниже. Присмотритесь к более сложным и неочевидным номинациям, куда может подойти ваш проект.
- Всегда делайте выбор в пользу реализованных проектов. Концепция может быть подана в двух случаях: первый — крутая графика, грандиозный масштаб и актуальность проекта с точки зрения современных трендов; второй — премия или конкурс проводятся именно среди концепций.
- Бесплатная или за деньги? Решать вам. Но если вы только начинаете участвовать в конкурсной повестке, то выбирайте бесплатные премии. Также смотрите на независимость оценки, состав жюри и проекты-победители. Даже если вы оплачиваете премию, вы должны быть уверены в её беспристрастности. К сожалению, пышные награждения в духе «Оскара» с местами в первом ряду чаще свидетельствует о маркетинговом флёре.

Сайт премии Rethinking The Future: приём заявок открыт до 30 апреля 2025
Теперь к делу, а точнее к списку премий, на которые стоит обратить внимание.
1.Golden Trezzini Awards
Международная премия с российским этапом. Участие бесплатное. Профессиональное и беспристрастное жюри. Можно подавать проект и на российский, и на международный уровень. Кроме жилой, общественной и коммерческой архитектуры особое внимание в номинациях отведено музеям и выставочным экспозициям, театрам и ОКН.
2.Национальная премия по ландшафтной архитектуре от Ассоциации ландшафтных архитекторов России.
Нишевая премия для проектируемых и реализованных проектов ландшафта — дворов, общественных пространств, частных и многоквартирных домов, кровель и подобного. Есть небольшой взнос за печать планшетов на защиту.
Международная премия с российским этапом. Участие бесплатное. Профессиональное и беспристрастное жюри. Можно подавать проект и на российский, и на международный уровень. Кроме жилой, общественной и коммерческой архитектуры особое внимание в номинациях отведено музеям и выставочным экспозициям, театрам и ОКН.
2.Национальная премия по ландшафтной архитектуре от Ассоциации ландшафтных архитекторов России.
Нишевая премия для проектируемых и реализованных проектов ландшафта — дворов, общественных пространств, частных и многоквартирных домов, кровель и подобного. Есть небольшой взнос за печать планшетов на защиту.
3.ADD Awards.
Ещё одна российская ежегодная премия в области частной и общественной архитектуры, интерьерного, предметного и ландшафтного дизайна. Несмотря на широкий спектр номинаций, премия больше направлена на проекты дизайна интерьеров. Бесплатно можно подать безлимитное количество проектов.
4.Best Office Awards.
Бесплатная российская премия. Оценивают правильную организацию пространства, эстетическую составляющую, акустический комфорт, светодизайн, выражение бренда через интерьер офиса.
5.АРХИWOOD.
Ежегодная общероссийская премия за лучшее архитектурное сооружение из дерева. Подходит для соответствующей категории проектов. Премия довольно молодая, но проекты, участвующие и победившие, уже задали хороший уровень. Участие бесплатное.
6.SRC Design Award.
Китайская премия в области ландшафтного дизайна и урбанистических общественных проектов. Масштабная и бесплатная. С удовольствием принимают проекты из России, так как премия претендует на международный уровень.
7.A+Awards.
Авторитетная премия по архитектуре и дизайну от Architizer. Проводится ежегодно, участвуют проекты со всего мира, представленные на сайте. Именитые победители прошлых лет. Есть членский взнос в районе 380 долларов. Номирование в премии значимо в архитектурной среде.
8.The Architecture MasterPrize.
Архитектурная премия с мировым именем и известными проектами-победителями. Ежегодно представлены российские проекты. Есть членский взнос в районе 300 долларов.
9.Rethinking The Future.
Статусная премия с оргкомитетом в Индии от одноименного издания. Рекомендую для начала обзавестись публикациями на RTF и затем заходить в премию. Есть членский взнос — 300 долларов.
10.The European award AHI.
Испанская премия в области сохранения наследия. Символический взнос в 100 евро. Премия сконцентрирована на проектах ОКН, рассматривает концепции и реализации, но в приоритете последнее.
Ещё одна российская ежегодная премия в области частной и общественной архитектуры, интерьерного, предметного и ландшафтного дизайна. Несмотря на широкий спектр номинаций, премия больше направлена на проекты дизайна интерьеров. Бесплатно можно подать безлимитное количество проектов.
4.Best Office Awards.
Бесплатная российская премия. Оценивают правильную организацию пространства, эстетическую составляющую, акустический комфорт, светодизайн, выражение бренда через интерьер офиса.
5.АРХИWOOD.
Ежегодная общероссийская премия за лучшее архитектурное сооружение из дерева. Подходит для соответствующей категории проектов. Премия довольно молодая, но проекты, участвующие и победившие, уже задали хороший уровень. Участие бесплатное.
6.SRC Design Award.
Китайская премия в области ландшафтного дизайна и урбанистических общественных проектов. Масштабная и бесплатная. С удовольствием принимают проекты из России, так как премия претендует на международный уровень.
7.A+Awards.
Авторитетная премия по архитектуре и дизайну от Architizer. Проводится ежегодно, участвуют проекты со всего мира, представленные на сайте. Именитые победители прошлых лет. Есть членский взнос в районе 380 долларов. Номирование в премии значимо в архитектурной среде.
8.The Architecture MasterPrize.
Архитектурная премия с мировым именем и известными проектами-победителями. Ежегодно представлены российские проекты. Есть членский взнос в районе 300 долларов.
9.Rethinking The Future.
Статусная премия с оргкомитетом в Индии от одноименного издания. Рекомендую для начала обзавестись публикациями на RTF и затем заходить в премию. Есть членский взнос — 300 долларов.
10.The European award AHI.
Испанская премия в области сохранения наследия. Символический взнос в 100 евро. Премия сконцентрирована на проектах ОКН, рассматривает концепции и реализации, но в приоритете последнее.
События
Последний пункт дистрибуции архитектурного проекта — представленность в контексте профессиональных мероприятий. Это может быть как участие в дискуссии на релевантную тему, так и интеграция в выставочное пространство события с планшетом, стендом или арт-объектом. Мероприятия — это всегда про подход, чем про конкретный проект. Проекты скорее выступают наглядным примером воплощения подхода.
Среди событий рекомендую фокусироваться на ключевых мероприятиях сферы, чтобы быть в повестке и не упускать полезный нетворкинг. Традиционно это выставка-форум архитектуры и дизайна «АРХ МОСКВА», где можно не только принять участие в одной из сессий, но и стать участником проекта и экспозиции NEXT (для молодых и талантливых бюро) или презентовать свой объект на стенде. Мероприятие обычно проходит в мае: в этом году с 21 по 24 число. Следующее значимое событие — архитектурный фестиваль «Зодчество». Фестиваль переосмыслили пару лет назад, и теперь он обрёл новое звучание. Это подтверждает посещаемость и количество интересных дискуссий. Проводится в ноябре: в этом году с 4 по 6 число. Пожалуй, ещё одно ключевое событие, прогремевшее в архитектурном сообществе в последние годы, это форум «КАЗАНЫШ». Единственное мероприятие, которое проходит не в Москве, а в Казани. Форум богат на зарубежных спикеров и возрождает традицию канувшего в лету МУФа времён десятых годов.
Среди событий рекомендую фокусироваться на ключевых мероприятиях сферы, чтобы быть в повестке и не упускать полезный нетворкинг. Традиционно это выставка-форум архитектуры и дизайна «АРХ МОСКВА», где можно не только принять участие в одной из сессий, но и стать участником проекта и экспозиции NEXT (для молодых и талантливых бюро) или презентовать свой объект на стенде. Мероприятие обычно проходит в мае: в этом году с 21 по 24 число. Следующее значимое событие — архитектурный фестиваль «Зодчество». Фестиваль переосмыслили пару лет назад, и теперь он обрёл новое звучание. Это подтверждает посещаемость и количество интересных дискуссий. Проводится в ноябре: в этом году с 4 по 6 число. Пожалуй, ещё одно ключевое событие, прогремевшее в архитектурном сообществе в последние годы, это форум «КАЗАНЫШ». Единственное мероприятие, которое проходит не в Москве, а в Казани. Форум богат на зарубежных спикеров и возрождает традицию канувшего в лету МУФа времён десятых годов.

Форум «КАЗАНЫШ – 2025»
Фото: Даниил Шведов для «Сноб»
Фото: Даниил Шведов для «Сноб»
Другой пласт мероприятий — нишевые дискуссии в небольших сообществах. Качественные диалоги можно встретить в событийной ленте центра «ЗОТОВ» и пространстве A–House в Москве. В Питере архитектурные квартирники, лекции и мастер-классы, а также отраслевое мероприятие «Не только архитектор» организует коворкинг KLAUZURA.

Городской фестиваль «Архитектура для людей» в центре «ЗОТОВ».
Источник: stroi.mos.ru
Источник: stroi.mos.ru

Мероприятие «Не только архитектор» в архитектурном коворкинге KLAUZURA
Источник: klauzuraspb.ru
Источник: klauzuraspb.ru
Релевантную тему отслеживайте в анонсах и не стесняйтесь писать организаторам дискуссий. Также рекомендую обратить внимание на фестиваль архитектурного образования и карьеры «Открытый город», который ежегодно меняет тему, кураторов и формат.
На этом всё. Напоследок хочется сказать: оставляйте место пустоте даже в коммуникации об архитектурном проекте. Недосказанность лучше избытка. В японской культуре такой подход именуется МА. Буквально означает концепцию переплетения пространства и времени, в которой есть интервал между объектами, некая пустота или пауза. Поэтому внимательно знакомьтесь, наблюдайте, исследуйте, узнавайте и только потом делайте шаги.
На этом всё. Напоследок хочется сказать: оставляйте место пустоте даже в коммуникации об архитектурном проекте. Недосказанность лучше избытка. В японской культуре такой подход именуется МА. Буквально означает концепцию переплетения пространства и времени, в которой есть интервал между объектами, некая пустота или пауза. Поэтому внимательно знакомьтесь, наблюдайте, исследуйте, узнавайте и только потом делайте шаги.