Привет!
На связи Александра Суршкова, автор статьи о доме Мельникова и о ЖК Бадаевский.
Я продолжу погружаться в деятельность Константина Мельникова и знакомить вас, читателей, с его постройками и проектами. Сегодня мы увидим конкурсный проект для Московского отделения газеты «Ленинградская правда».
На связи Александра Суршкова, автор статьи о доме Мельникова и о ЖК Бадаевский.
Я продолжу погружаться в деятельность Константина Мельникова и знакомить вас, читателей, с его постройками и проектами. Сегодня мы увидим конкурсный проект для Московского отделения газеты «Ленинградская правда».
Начало
Москва, июль 1924 год. Константин Мельников принимает участие в конкурсе проектов на строительство здания газеты «Ленинградская правда». Помимо него участвуют и другие новаторы архитектуры - братья Веснины и Илья Голосов.
Проект планируют реализовать на Пушкинской (ранее Страстной) площади, выделив под застройку «из железа, стекла и железобетона» смешной по размерам участок - 6х6 м, поэтому все здания проектируются исключительно вертикально. Мельников и Голосов создают 5-ти этажную башню, а братья Веснины - 6-ти этажную.
Проект планируют реализовать на Пушкинской (ранее Страстной) площади, выделив под застройку «из железа, стекла и железобетона» смешной по размерам участок - 6х6 м, поэтому все здания проектируются исключительно вертикально. Мельников и Голосов создают 5-ти этажную башню, а братья Веснины - 6-ти этажную.
Проект Мельникова
Константин, не изменяя себе, создал присущую своим проектам динамику и здесь: она проявлялась не только в необычных объемно-пространственных формах, то есть на уровне образов и ассоциаций, но и как реальное движение в жизни.
«На круглую статичную сердцевину (с лестницей и подъемниками) нанизаны этажи со свободным вращением их в любом направлении: бесконечная феерия в разнообразии архитектурного силуэта - еще не испробованная сила архитектурной динамики»
Неподвижная ось выполняла роль конструктивной опоры, в которой размещались бы лестницы, лифт и коммуникации. Первый этаж оставался неподвижным, оставшиеся верхние могли вращаться по и против часовой оси. Подвижные части спроектированы в облегченной конструкции из стального каркаса с застеклением, а вид на здание сверху напоминал лопасти пропеллера.
«На круглую статичную сердцевину (с лестницей и подъемниками) нанизаны этажи со свободным вращением их в любом направлении: бесконечная феерия в разнообразии архитектурного силуэта - еще не испробованная сила архитектурной динамики»
Неподвижная ось выполняла роль конструктивной опоры, в которой размещались бы лестницы, лифт и коммуникации. Первый этаж оставался неподвижным, оставшиеся верхние могли вращаться по и против часовой оси. Подвижные части спроектированы в облегченной конструкции из стального каркаса с застеклением, а вид на здание сверху напоминал лопасти пропеллера.
Назначение и планировка
Два важных аспекта постройки - удовлетворение всем техническим требованиям и вместе с тем реклама самого издания. Главный фасад представлял «мультимедийное» агитационное панно, состоящее из витрины для новостных сообщений, установки для световой рекламы, часов, громкоговорителя и прожектора.
По задумке работники «Ленинградской правды» могли самостоятельно привезти в движение «свой этаж», как и положение всего здание. Разнообразие вращения позволило бы менять силуэт и облик здания, а из простых наблюдателей и жителей постройки сотрудники становились участниками самой агитации в движении.
Функциональное разделение этажей отводилось следующее:
• первый этаж - газетный киоск,
• второй — читальный зал,
• третий — общая контора
и контора объявлений,
• два верхних этажа — помещение редакции.
По задумке работники «Ленинградской правды» могли самостоятельно привезти в движение «свой этаж», как и положение всего здание. Разнообразие вращения позволило бы менять силуэт и облик здания, а из простых наблюдателей и жителей постройки сотрудники становились участниками самой агитации в движении.
Функциональное разделение этажей отводилось следующее:
• первый этаж - газетный киоск,
• второй — читальный зал,
• третий — общая контора
и контора объявлений,
• два верхних этажа — помещение редакции.
Cудьба проекта
В финале жюри премировали Мельникова и братьев Весниных, наградив первым местом братьев. Однако у жизни были свои планы: ни один из представленных на конкурс проектов не был реализован, «Ленинградская правда» уступила место плану сооружения Издательского дома газеты «Известия».
Сей конкурс стал отправной точкой Мельникова в мире динамической архитектуры. Через 5 лет, в 1929 году появился еще одно кинетическое сооружение – проект памятника Христофору Колумбу, приводимый за счет сил ветра и воды в действие.
Впрочем, это уже совсем другая история…
Сей конкурс стал отправной точкой Мельникова в мире динамической архитектуры. Через 5 лет, в 1929 году появился еще одно кинетическое сооружение – проект памятника Христофору Колумбу, приводимый за счет сил ветра и воды в действие.
Впрочем, это уже совсем другая история…